Ничего, кроме раздражения, позиция Сербии по отношению к антироссийским санкциям в Европейском союзе не вызывает. Правда, это государство не входит пока в континентальную структуру, а потому призывать его к соблюдению правил единого фронта, принятого в Евросоюзе, — дело неблагодарное. Однако Белград и ЕС уже начали официальные переговоры о вступлении. Стороны должны согласовать 35 позиций, в том числе и по самопровозглашенному Косово. Пока же Сербия получила статус будущего члена Евросоюза.
Так вот, именно последнее обстоятельство, судя по всему, и пытался использовать накануне в Брюсселе еврокомиссар по политике соседства и переговорам по расширению Йоханнес Хан на встрече с вице-премьером — главой МИД Сербии Ивицей Дачичем. «Мы обсудили внешнюю политику, так как Сербия вовлечена в активную дипломатическую деятельность, — заявил он, в частности, после диалога. — Я подчеркнул, что в рамках переговоров (о вступлении в ЕС) Сербия должна постепенно привести свою внешнеполитическую позицию в соответствие с европейской».
Примечательно, что еврокомиссар стыдливо пытался отбояриться от очевидного и утверждал, что призыв к приведению действий Белграда на международной арене к стандартам ЕС никак не связан с попытками притянуть его к санкциям против России. По поводу такого его утверждения, что призыв ЕС «делай как я» во внешней политике никак не связан с ограничительными мерами против РФ, можно напомнить, что 30 сентября в ходе слушаний по утверждению его на нынешнюю должность Хан заявил, что Сербии, если она хочет стать членом ЕС, следует «внимательно обдумать» свою позицию по вопросу санкций против России.
Характерно, что призывы и нажим — на этот раз со стороны Хана — со столь же завидной регулярностью получают решительный отпор со стороны Белграда. На днях премьер-министр Сербии Александар Вучич в очередной раз заявил, что его страна не собирается вводить санкции в отношении России. У Сербии есть свое правительство, которое самостоятельно принимает решения в соответствии с интересами страны, сказал он. Кстати, он задал весьма неудобный для руководящих органов ЕС вопрос: «Когда кто-то теряет 1,5 миллиарда евро из-за невозможности экспортировать фрукты и овощи в Россию, то Евросоюз ему возмещает всего 1,1 миллиарда. А кто нам это возместит?» Однако вопрос так и повис в воздухе по одной простой причине — ответить что-то вразумительное и экономически обоснованное нечего, так как ЕС, пусть и вынужденно, но должен подпевать в этой сфере США, которые, кстати, мало что теряют от санкций и контрсанкций в силу незначительного товарооборота с РФ.
Казалось бы, своего рода точку в этом вопросе глава правительства Сербии поставил в середине октября, когда после переговоров в Белграде с российским лидером вновь безоговорочно заявил, что его страна «никогда не вводила и не введет санкции в отношении Российской Федерации». Ан нет, евросоюзовским функционерам все неймется… Интересно в этой связи, что в начале сентября Ивица Дачич сказал, как будто в воду глядел, что руководство Сербии ожидает усиления давления со стороны Европейского союза в связи с отказом Белграда вводить санкции в отношении России. И вот — накануне последовали «увещевания» со стороны Хана… Впрочем, чиновники ЕС требуют сегодня от Белграда если не карательных антироссийских мер, то, по крайней мере, не помогать россиянам замещать европейскую сельхозпродукцию на внутреннем рынке РФ. По крайней мере, этого попросила-потребовала представитель внешнеполитической службы Евросоюза Майя Косьянчич. «Совет ЕС официально попросил в июле третьи страны воздерживаться от замещения европейской аграрной продукции на российском рынке. Наша позиция не изменилась. Мы просим третьи страны, включая и Сербию, об этом», — сказала она.
Поводом для такого наезда на Белград со стороны Брюсселя стал визит президента РФ в Сербию, в ходе которого Владимир Путин заявил после общения с сербским руководством, что, «если мы реализуем наши договоренности, которые сегодня достигнуты в ходе переговоров, то за достаточно короткий промежуток времени эти поставки (сельхозпродукции) могут достигнуть 500 миллионов долларов». Сегодня соответствующий показатель составляет 150 миллионов в год. «Есть сейчас свободные ниши после введения российских ограничений на поставку сельхозпродукции из тех стран, которые присоединились или инициировали санкции в отношении России. В общем, не было бы счастья, но несчастье может помочь, — отметил российский лидер. — Мне кажется, это шанс для производителей тех стран, которые хотят развивать отношения с Российской Федерацией».
Да, в общеевропейскую семью властям Белграда все же хочется. Однако присоединяться к санкционной политике, наносящей гигантский многомиллиардный ущерб экономике (а стало быть и населению) стран ЕС, тоже как-то не вариант. Тем более что исторически сложившиеся хорошие отношения с братским русским народом играют заметную роль в жизни Сербии. Как заявлял председатель Русской партии и Общества дружбы Сербии и России Слободан Николич в эфире видеоканала Pravda.Ru, «сербская правящая прогрессивная партия перед выборами в 2012 году выступила с программой „Нет Евросоюзу“ для сотрудничества с Россией, и именно поэтому многие проголосовали за нее». Однако когда формировали правительство, «они немножко изменили свою позицию». «Я думаю, что мы никогда не будем в Евросоюзе», — продолжил Николич, назвав среди главных преград на этом пути ультиматум, который наверняка выдвинет ЕС: «Вы можете вступить в Евросоюз, если признаете Косово как независимое государство». А это, по его словам, невозможно. Напротив, «Россия не выдвигает нам никаких ультиматумов, помогает на протяжении всей истории», сказал он, признав, что в стране «есть разные точки зрения, есть партии, которые напрямую финансируются Западом».
А научный сотрудник белградского Института политических исследований Зоран Милошевич, касаясь курса официального Белграда на интеграцию с Евросоюзом, заявил в интервью ИА REGNUM, что «вступление Сербии в ЕС станет катастрофой для сербского народа». ЕС, по его словам, выдвигает ряд требований, «реализация которых внушает серьезные опасения». Таким образом, убежден специалист, «вступать в ЕС на условиях Брюсселя — самоубийство для Сербии». Именно поэтому, например, Демократическая партия Сербии совместно с непарламентским движением «Двери» ранее объявила о намерении создать совместный блок, одной из главных задач которого станет всестороннее сближение с Россией.
…Сербию тянут в санкционное болото. Однако… Введение новых экономических санкций против РФ из стран ЕС поддерживают Великобритания, Польша, ряд государств Северной Европы, Латвия, Литва, Эстония и Румыния, утверждает интернет-портал «Еврообсервер». В общеевропейской структуре — 28 государств. Не трудно подсчитать, насколько велика популярность антироссийских мер, которые страны ЕС были вынуждены принять в силу членства в нем. Так что, неплохо было бы разобраться в собственном доме, где уже нет единства по санкциям и раскол расширяется, прежде чем давить на потенциальных новых его жильцов…
Анатолий Лазарев