Приближается дата подписания соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом (ЕС). Однако, несмотря на то, что это решение для Украины во многом станет определяющим, эксперты, опрошенные Центром политического анализа, так и не пришли к единому мнению, хочет ли этого украинский народ или нет.
В частности, два противоречивых исследования опубликовали Киевский международный институт социологии (КМИС), по данным которого большинство за ЕС, и Институт социологии НАН Украины, чьи респонденты отдают предпочтение восточной интеграции.
Итоги опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС), показывают, что 40,5% опрошенных хотели бы видеть Украину в Евросоюзе и 35% - в качестве члена Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. 13% опрошенных пока не определились со своим выбором.
Комментируя для Центра политического анализа итоги этого опроса, президент КМИС Валерий Хмелько все же считает результаты исследования амбивалентными.
«Наше исследование просто показывает, что предпочтительней для населения. Референдум, который может проводиться, может быть сформулирован по-разному. Как правило, на референдумах нет выбора между тем или иным. Вопрос ставится «да» или «нет» по конкретному вопросу. В этом случае все зависит от вопроса. Если он звучит как «Вступать или не вступать Украине в Таможенный союз?» - большинство скажет вступать. Если поставить вопрос «Вступать или не вступать в Евросоюз?» - опять же большинство скажет вступать», - констатирует социолог, добавляя, что число сторонников выбора в пользу ЕС последние три года лишь росло.
При этом роль 13% неопределившихся участников опроса Хмелько не считает существенной, хотя если предположить, что они примкнут к той или иной группе поддержки, то именно эти неопределившиеся могли бы радикально изменить итог голосования. Однако, по мнению эксперта, как правило, люди, отвечающие неопределенно, на выборы не ходят вовсе.
Неоднозначно на такое утверждение отреагировал, в частности, руководитель отдела социально-политического анализа ВЦИОМ Леонтий Бызов. Он считает поведение неопределившихся людей непредсказуемым. «Прогнозы на этот счет часто грозят сюрпризами», - утверждает он.
Еще одним любопытным моментом в опросе КМИС (как, впрочем, и большинства других социологических исследований по поводу определения дальнейшего внешнеполитического курса Украины), является формулировка вопроса. Респондентам предлагают выбрать: либо вступление в ЕС, либо в ТС - то есть как бы равные по значимости альтернативы.
Тем не менее, отвечая на вопрос Центра политического анализа, какими бы были результаты опроса КМИС, если бы данный вопрос задавался респондентам в другой формулировке, президент КМИС Валерий Хмелько заявил, что принципиально картина бы не изменилась. По его мнению, люди реагируют на именно ассоциации, связанные с Европой и Россией, а детали их не интересуют.
«Если бы вопрос был поставлен как «вступление в общий рынок с ЕС или вступление в общий рынок с ТС», то, я думаю, что ответ был бы такой же. Потому что главные вопросы, беспокоящие людей, - социально-экономические, как изменится их жизнь в результате вступления туда или туда, где выше качество жизни. Одна половина Украина верит, что экономические условия будет лучше в ТС, другая - наоборот, что лучше будет в ЕС. Последних на сегодня больше», - настаивает Хмелько.
Однако с такой позицией не согласен один из авторов альтернативного опроса, член-корреспондент НАН Украины, доктор социологических наук, профессор Николай Шульга. По данным Института социологии НАН Украины, который он представляет, 45% опрошенных хотят вступления Украины в ТС и лишь 42% - в ЕС.
«Когда вопрос формулируется по-другому, то и данные другие. Когда задают вопрос об интеграции в ТС или ЕС, подспудно предполагается, что речь идет об экономической стороне дела, предполагают улучшение качества жизни, рост зарплат. Но когда идет речь об интеграции, нельзя забывать о совместимости социокультурных ценностей. И вот когда мы задаем вопрос, культура каких народов вам ближе? По нашему опросу, 67% ближайшими культурами называют русских», - рассказывает Шульга. По его словам история знает примеры, когда аналогичные союзы спустя долгое время разрывались из-за культурной несовместимости.
Кроме того, Николай Шульга отмечает сильные разногласия между Западной и Юго-Восточной Украиной. По его мнению, определение государством того или иного пути развития сейчас может привести к социальной напряженности. К слову, аналогичную тенденцию отмечает и Хмелько. По его мнению, вопрос привыкания «восточников» к выбору в пользу Европы будет зависеть от позиции СМИ.
«Ситуации могут выглядеть по-разному в зависимости от того, как их будут преподносить СМИ. Если между собой не могут договориться даже экономисты и убедительно показать преимущества одной или другой стороны, то далекому от всех этих балансов человеку это определить еще сложнее. Каждый будет смотреть со своей колокольни», - считает Хмелько. При этом он добавляет, что до сих пор «западникам» удавалось убеждать «восточников» в своей правоте, по крайней мере, баланс за последние 3 года изменился в их пользу.
Иное мнение на этот счет имеет российский социолог, руководитель отдела социально-политического анализа ВЦИОМ Леонтий Бызов.
«Любое решение для одной из частей Украины будет выглядеть, как определенное насилие и не будет считаться там легитимным», - считает Бызов.
В будущем, считает Бызов, это может даже привести к сомнениям в легитимности единой Украины.
«Нужно искать мягкие варианты, при которых сближение с Евросоюзом не исключало бы участие Украины в ТС. Люди, безусловно, настроены на европейский выбор. Это в определенном смысле сверхидея, которая оправдывает существование независимой Украины. Именно поэтому большинство там отдает предпочтение Европе. Но с другой стороны все хотят поддерживать экономические отношения с Россией», - заключает он.