На изменении результата сказалось то, что идет интенсивная промывка мозгов населению.
Почему данные вашего исследования и ваших коллег их Киевского института социологии столь отличаются?
Мы проводили опрос в разное время. Киевский институт – чуть позже. На изменении результата сказалось то, что идет интенсивная промывка мозгов населению. То, что людям рассказывают о преимуществах в ЕС, и не создается реальная картина. Поэтому люди так и реагируют.
Тут еще один важный момент. Если проанализировать данные исследования, например нашего, то выясняется, что многие люди хотят и в ЕС и ТС. Это не шизофрения, это особенности обыденного сознания. С одной стороны не хочется расставаться с братьями-славянами: белорусами и русскими. Но вместе с тем, очень хочется жить, чтобы можно было ноги поласкать на Лазурном берегу.
Если бы вопрос был сформулирован иначе, то есть респондентам предлагали бы не или-или вступать в ЕС или ТС, а или выступать в ТС или просто подписание соглашение об ассоциации с ЕС, ответы бы отличались?
Несомненно. Когда вопрос формулируется по-другому, то и данные другие. Когда задают вопрос об интеграции в ТС или ЕС, подспудно предполагается, что речь идет об экономической стороне дела. Мы лучше жить станем, зарплаты вырастут. Но когда идет речь об интеграции, нельзя забывать о совместимости социокультурных ценностей.
И вот когда мы задаем вопрос, культура каких народов вам ближе? По нашему опросу, 67% ближайшими культурами называют русских. Когда мы спрашиваем, традиции и ценности каких страны вам ближе - восточно-славянских или западно-европейских? Для большинства ближе ценности восточно-славянских стран.
В Западной Украине значительно больший процент тех, кто считает ближе ценности западно-европейских стран. Дело в том, что там живет много греко-католиков, чей первосвященник находится в Риме.
Что касается других регионов, особенно юго-востока, то тут очень высок процент тех, кто говорит о близости культуры восточных славян.
Тема интеграции создает проблемы в украинском обществе. Крупные группы населения по-разному на это смотрят. Это не значит, что разрыв приобретет характер взрыва или конфликта, но напряженность существует.
Когда мы говорим о социокультурных ценностях, их за 5-10 лет не поменять. Этот процесс можно рассматривать в историческом масштабе. И у многих народов, которые пытались (менять свою культурную ориентацию – ред.) не всегда это получалось, организмы отторгались. Так может произойти и между Европой или Украиной.