Столкновения сторонников так называемого Евромайдана с милицией в Киеве ночью 19-20 января стали следствием реакции оппозиционных боевиков на новые законы, призванные положить конец хаосу на Украине. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
Беспорядки в Киеве с новой силой вспыхнули на фоне принятых Верховной Радой законов, ужесточающих санкции за правонарушения в ходе митингов и усложняющих получение грантов из-за рубежа. Толпы агрессивной молодежи попытались прорваться в правительственный квартал и заблокировать парламент. В результате от противоправных действий пострадали более 70 сотрудников правоохранительных органов, из них 40 госпитализированы. Бесчинствующие молодчики также сожгли четыре милицейских автобуса и два грузовика.
20 января президент Украины Виктор Янукович поручил секретарю Совбеза Андрею Клюеву создать рабочую группу для разрешения политического кризиса в стране. Также Янукович поручил в понедельник, 20 января, провести встречу участников рабочей группы с оппозицией.
Заместитель директора РИСИ, руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Тамара Гузенкова отмечает, что к последним событиям в Киеве привели как очевидные, так и латентные предпосылки. «Среди очевидных - одобрение Верховной Радой законов, направленных на наведение порядка в Киеве и в стране в целом. Этот ряд законодательных установок Рада приняла вынужденно, поскольку ситуация в стране все более и более приобретала неконтролируемый и абсурдный характер, когда при наличии правительства радикально настроенные оппозиционеры буквально штурмуют правительственные здания и учреждения. Хаос в государстве нарастает», - указывает она.
По словам Гузенковой, эти законодательные решения оказались удобным поводом для выступлений уличной и части парламентской оппозиции.
«Вторая, не столь заметная предпосылка, - грязные технологии и формы протеста. Причем они настолько грубы, что «майданная оппозиция» не связывает себя никакими рамками и обязательствами. Лидеры оппозиции постоянно находятся под угрозой затихания Майдана. Они поддерживают интерес к себе, пытаются «держать разогретым» западное общественное мнение», - уверена она.
Главный редактор агентства Ostkraft Станислав Стремидловский признается, что обострение ситуации в Киеве в ночь с 19 на 20 января ставит ряд вопросов, на которые пока нет ответов.
«Если судить по заявлениям сторон, вчерашние столкновения не были нужны ни власти, ни оппозиции. Я имею в виду, прежде всего, Арсения Яценюка, призывавшего со сцены «Евромайдана» всех лиц в камуфляжной форме с дубинками и «коктейлями Молотова» не устраивать прорыв в правительственный квартал. Также по телевизионной трансляции было видно, как беспомощно выглядели аналогичные попытки лидера партии «Удар» Виталия Кличко. Вспомним также заявление лидеров «Автомайдана», уверявших, что тоже никого не призывали идти на штурм укреплений. Также очевидно, что эта ситуация не была выгодна власти», - отмечает он.
Несколько тысяч человек вдруг неожиданно появились в Киеве и так же неожиданно растворились, удивляется эксперт. «Сейчас уже на Евромайдане, по сообщениям украинских СМИ, всего двести человек, в палатках практически никого нет. Кто может в Киеве быстро собрать и так же неожиданно «растворить» в городе такое количество человек? Где базы, явки, командиры и организаторы?» - недоумевает он.
По словам Стремидловского, на данный момент представляется возможным превращение «Евромайдана» в структуры, характерные для Украины времен Гражданской войны, то есть распад стихии Майдана на неконтролируемые беспорядочные группировки. «Но всё же, насколько можно судить по событиям ночи, какая-то управляющая структура и организующая структура есть», - считает он.
Публицист Николай Стариков полагает, что беспорядки в Киеве стали началом нового раунда борьбы за Украину. «Первым ходом стало принятие пакета законов, инициированных правительством Украины. Ответный ход со стороны США мы видели в воскресенье во всей красе», - отмечает он.
По словам публициста, стороны сделали заявки на дальнейшую игру, но уже можно утверждать, что «оранжевый» сценарий провалился, поскольку он предусматривает свержение государственной власти в кратчайшие сроки. «Многомесячное стояние на площади в него никак не вписывается», - указывает Стариков.
По его мнению, сейчас мы не видим ничего принципиально нового на Украине. «Те же хаос и беспорядок, что и на протяжении последнего десятилетия. Но есть надежда, что принятые Радой законодательные акты станут стартовой площадкой для наведения порядка», - признается он.
Публицист Исраэль Шамир сетует на то, что власти Украины не могут проявить достаточную жесткость. «Эта неуверенность в себе транслируется на население. У оппозиции появляется ощущение, что если они еще раз нажмут, то все может перемениться», - утверждает он.
Шамир отмечает, что Янукович говорит с населением намеками: то пошлет «Беркут» на разгон, то даст выговор. «Президент Украины запутал людей, и у них нет четкого понимания происходящего», - полагает он.
Янукович напоминает публицисту Горбачева, который то разгонял, то не разгонял митинги. «У людей возникало ощущение неопределенности, и они стали подозревать, что Горбачев, скорее всего, проиграет и надо вовремя успеть занять нужную сторону», - напоминает он.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин назвал происходящее в Киеве акцией отчаяния со стороны оппозиции.
По его словам, так называемое «Народное Вече» в Киеве предприняло попытку государственного переворота, предложив сформировать «народный парламент» из оппозиционных депутатов. «Когда такие требования выдвигают 8-12 тысяч - это выглядит просто смешно. Поэтому я называю это жестом отчаяния, попыткой силовыми провокациями, что называется, разбудить тот народ, который в воскресенье сладко спал в Киеве, но этого не получилось. И никто на Майдан их поддерживать не прибежал. Я бы даже сказал наоборот, даже те, кто были, умеренные люди, разбежались, увидев, что там творят эти боевики», - подчеркивает он.
По словам Жарихина, подобные вялотекущие попытки будут продолжаться. «На Украине уже было нечто подобное, когда демонстранты кричали «Кучма, геть!». Все этапы этого Майдана повторяются сегодня. Но рано или поздно все это затухнет», - убежден он.