Продолжающиеся в Турции с конца мая беспорядки охватили уже более 60 населенных пунктов страны. Тем не менее, эксперты не видят предпосылок к усилению конфликта до угрожающих масштабов: «арабской весны» в Турции не случится. В худшем случае все может закончиться отставкой правительства.
Несмотря на то, что с приходом к власти Эрдогана в Турции начался стремительный экономический рост, демократизация и интеграция с Западом, далеко не все турки довольны сопровождавшей этот процесс «мягкой исламизацией» страны. В прежние годы несогласные с политикой исламистов организовывали нестандартные акции протеста, такие, в частности, как массовое распитие алкоголя в общественных местах, что категорически не приемлют мусульмане.
Именно это накапливавшееся эстетическое недовольство, по-видимому, и стало причиной внезапного социального «взрыва». Массовые беспорядки начались с небольшой экологической протестной акции на площади Таксим в Стамбуле. Собравшиеся защищали от вырубки парк Гези, вместо которого, как считается, городские власти планировали построить торговый центр. С 27 мая на площади начался сидячий митинг. Вскоре появились первые палатки. Однако ночью с 30 на 31 мая полиция попыталась силой разогнать людей: были применены водометы и слезоточивый газ. Митингующие ушли, но лишь на время.
Вскоре на площадь начали стягиваться новые и новые активисты, которые уже были готовы к противостоянию с силовиками: на лицах маски, изредка респираторы, в руках палки, камни. В итоге за пару дней акции неповиновения охватили почти всю страну и продолжаются до сих пор. К силам протестующих присоединилась главная оппозиционная политическая сила страны - Республиканская народная партия, занимающая в турецком парламенте около четверти кресел.
От турецких властей на этот счет исходят самые разные комментарии. Фактический руководитель страны, премьер Эрдоган сваливает всю вину за происходящее на провокаторов, инспирированных из-за рубежа, а также внутреннюю оппозицию. Кроме того, он заявил о вредоносном влиянии социальных сетей: «Существует угроза под названием Твиттер. Там можно найти примеры исключительного вранья. По-моему, социальные сети - самая страшная угроза обществу». При этом он призывает народ не поддаваться на провокации и обещает успокоить ситуацию в ближайшее время.
Однако мнения об акциях протеста в турецком истеблишмент разнятся. Например, президент Турции Абдуллах Гюль заявил, что протестные акции – это «проявление демократии».
«Мирные демонстрации - это часть демократии. В этом смысле события последних дней я рассматриваю в этих рамках. Хочу подчеркнуть: это послание (общества) я принимаю как высказанное с благими намерениями», - заявил он.
Ряд экспертов уже высказали предположение, что это может быть негласной заявкой Гюля на участие в президентских выборах 2014 года, после которых, согласно политической реформе, этот пост станет главным в официальной государственной иерархии.
Лояльно к протестующим высказались и другие члены правящей верхушки. В частности, вице-премьер Турции Бюлент Арынч. «Правительство с уважением относится к манифестантам и их требованиям, которые выдвигаются демократическими способами», -
заявил он.
В мире реакция на обострение ситуации в Турции также оказалась разной. В США, например, Эрдогана мягко «отругали» за применение силы к демонстрантам. А в России напротив, его, скорее поддерживают. Президент Владимир Путин на саммите Россия-ЕС уже заявил, что в России рассчитывают на то что, «протестные акции (в Турции) перейдут в легитимный формат».
Как утверждают опрошенные ТАСС-Аналитика эксперты, позиция России объясняется тем, что сохранение Эрдогана и его партии у власти является гарантом взаимовыгодных отношений между нашими странами. При нем они заметно улучшились, как в политической, так и экономической сферах. Впрочем, веских оснований считать беспорядки в Турции началом слишком серьезных внутриполитических изменений пока нет.
В частности, отвергает возможность разрастания столкновений завсектором международных вопросов Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Ирина Звягельская. Она считает, что максимум к чему они приведут, – мирной отставке правительства, «но никакой гражданской войны там не будет».
«Для России дестабилизация обстановки в Турции не несет ничего хорошего. У нас тесные экономические, туристические связи, поэтому ситуация там нас волнует и беспокоит»
Максимальная угроза, которую несут нынешние беспорядки турецким властям - это подготовка неблагоприятной почвы под выборы президента в 2014 году, считает политолог Ринат Мухаметов. Для России, полагает он, мирное разрешение ситуации и сохранение власти Эрдоганом было бы лучшим вариантом.
«Чтобы кто ни говорил, за 12 прошедших лет при правительстве Эрдогана отношения Турции с Россией заметно улучшились… Такого уровня отношений между нашими странами, когда в Турции правили секуляристские партии, и близко не было»
А руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов убежден, что Россия из-за проблем в турецком обществе никак не пострадает. Максимум – российским туристам придется найти новую страну для летнего отдыха. А вот переключение внимание Эрдогана на внутренние проблемы может помочь в разрешении вооруженного конфликта в Сирии в пользу действующего там президента Башара Асада.
«Единственный плюс происходящего в Турции в том, что сейчас Эрдоган отвлечется от Сирии. Асад, который упорно не сдается, сможет достигнуть преимущества в борьбе с вооруженной оппозицией», - считает Сулейманов.