, подразделения которой они ...»">
23 сентября под Донецком были обнаружены массовые захоронения мирных граждан. Ополченцы возлагают вину за расстрелы на нацгвардию, подразделения которой они выбили из данного района пару дней назад. Нацгвардия это вяло опровергает. Российские политики и правозащитники требуют проведения международного расследования, поскольку сам Киев вряд ли будет стараться установить истину.
На Донбассе вскрылись следы страшной трагедии. 23 сентября представители Донецкой народной республики (ДНР) обнаружили захоронение тел на территории лесного склада шахты № 22 «Коммунар» (Нижняя Крынка, 60 км от Донецка). Накануне были эксгумированы четыре тела, три из которых принадлежали женщинам.
«Возможно, это массовое захоронение. Предстоит эксгумация, вся территория будет обследована. Найдены еще и другие захоронения, которые будут вскрываться», — заявил корреспонденту ТАСС представитель ополченцев. А как заявил один из бойцов, «рядом с могилами обнаружены сухие пайки Национальной гвардии. Из этого места мы их выбили только два дня назад».
В населенном пункте Нижняя Крынка ополченцы продемонстрировали журналистам еще одно захоронение, в котором находятся пять человек. Как передал корреспондент «Первого канала» со слов местных жителей, боевики нацгвардии их расстреляли «за связь с ополченцами». Если версия представителей ДНР верна, то такого Европа не видела давно — пожалуй, со времен окончания этнических чисток на территории бывшей Югославии. И речь уже может идти о настоящем военном преступлении, а не о «антитеррористической операции».
Национальная гвардия Украины официально опровергает обвинения. «Российские СМИ распространяют ложную информацию о нахождении захоронения людей на территории якобы бывшего лагеря нацгвардии в районе населенного пункта Нижняя Крынка Донецкой области. Эта информация не соответствует действительности, так как ни одно подразделение НГУ не базировался в указанном районе и вблизи него», — говорится в сообщении, размещенном накануне на сайте нацгвардии.
Однако такого рода оправдания не убеждают российских наблюдателей. «Этот почерк — физическое устранение несогласных — на мой взгляд, указывает на украинские силовые структуры, неважно, как они называются — нацгвардия или как-то еще», — заявил глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков.
«Если бы не было Одессы, тогда можно было бы задуматься над тем, кто является автором этих преступлений. Но Одесса, бомбежки мирных городов, убийства, похищение и пытки российских журналистов — все это указывает на то, что украинская сторона ведет эту войну с такой беспощадностью, которая уже подтверждена фактами», — говорит Пушков.
Официальные лица России, парламентарии и правозащитники уже потребовали проведения всестороннего расследования на тему того, кем были жертвы, обнаруженные в массовых захоронениях под Донецком. «Обнаружение массовых захоронений под Донецком — следы еще одного гуманитарного преступления украинских силовиков и национал-радикалов. Это зверское убийство гражданских лиц еще более заостряет необходимость расследования под международным контролем гуманитарных преступлений на Украине. Международному сообществу нужно настаивать на неотвратимости наказания виновных в этих злодеяниях!» — написал в своем твиттере уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.
Следственный комитет России уже обещал проверить данные о массовом захоронении мирных жителей в районе Донецк. Проверка СК состоится в рамках расследования уголовного дела о применении запрещенных средств против мирных граждан на юго-востоке Украины.
В российском парламенте новости тоже вызвали шок. «Россия должна и будет ставить вопрос в международных организациях — в ПАСЕ, в ОБСЕ — о том, что в Киеве сейчас во власти находятся люди, которые несут прямую ответственность за эти военные преступления и преступления против человечности», — прокомментировал сообщения об убитых на Донбассе", — заявил глава комитета по международным делам Алексей Пушков. По мнению парламентария, киевские власти не способны провести какое бы то ни было расследование.
В свойственной ему резкой манере высказался о событиях под Донецком и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Выступая в Государственной думе, он сравнил национальную гвардию Украины с карательными батальонами нацистов. «Это чудовищно, что мирных жителей убивают и засыпают землей. Это убийство. Нам казалось, что в 1955 году мы подавили фашистское движение западной Украины. Но грибница осталась, и вот она теперь дала всходы», — добавил Жириновский. «Если вскроются все заброшенные шахты, там ещё обнаружатся тела. Это последний варварский режим. Это самое страшное, что Украина могла породить», — резюмировал политик.
Его коллега-парламентарий от «Единой России» Вячеслав Никонов призвал к созданию международной комиссии по расследованию преступлений украинских властей. «Есть конкретный случай, и его надо расследовать, его надо расследовать в рамках международной комиссии, к созданию которой, я думаю, мы должны призвать Государственную думу Российской Федерации — для того, чтобы за военные преступления были наказаны во имя погибших, во имя живущих, во имя тех, кто еще не рожден. Ничто не будет забыто», — заявил, выступая с парламентской трибуны Никонов.
На месте трагедии сейчас работают представители миссии ОБСЕ, но комментариев от них пока не последовало. Российские правозащитники в свою очередь практически в один голос требуют провести объективное международное расследование трагедии. Жертвы были убиты выстрелом в голову, причем, по оценке следователей ДНР, все они являются мирными жителями.
«Должна быть создана независимая международная экспертная комиссия, которая должна исследовать тела убитых и установить показания очевидцев. Очень хотелось бы, чтобы любое преступление не замалчивалось, не замыливалось», — рассказала глава Российского Красного Креста Раиса Лукутцова. «Призываю мировое сообщество к резкому осуждению таких зверств», — полагает член президентского Совета по правам человека Мария Большакова.
Глава Совета Михаил Федотов в свою очередь потребовал проведения независимого международного расследования и допуска правозащитников на место обнаружения массового захоронения под Донецком. «Возмущен и глубоко потрясен информацией о скрытых захоронениях», — заявил он ТАСС.
По мнению главы СПЧ, «необходимо предпринять все усилия на месте для обеспечения независимого международного расследования, для допуска на место международных правозащитников, журналистов». В первую очередь, полагает Федотов, «этим должна оперативно заняться российско-украинская рабочая группа правозащитников, нужно немедленно направить совместную миссию на место этого страшного преступления».
«Это не должно оставаться без последствий», — подчеркнул он. «Это реалии современной гражданской войны, и подобные зверства обнаруживались на территории бывшей Югославии», — провел параллели Федотов.
Негодует и уполномоченный по правам человека в РФ. «Я готова сама и с коллегами выехать на место трагедии, чтобы помочь во всестороннем изучении этого преступления, нахождении виновных и их обязательном наказании. Такое непредставимо и недопустимо в XXI веке, практически в центре Европы и я обращаюсь ко всем моим коллегам-правозащитникам из России, Украины, к международным правозащитным организациям — уважаемым „Эмнести интернешнл“ и „Хьюман райтс уотч“ с призывом принять участие в расследовании, поддержать его», — так отреагировала на сообщения об обнаруженных телах", — заявила Элла Памфилова.
Опрошенные Центром политического анализа эксперты солидаризовались с коллегами. Как говорит член Общественной палаты, политолог Сергей Марков.
«Все больше страшных находок на Донбассе, следы военных преступлений там, где стояли украинские неонацисты и украинская армия, находят могилы замученных, зверски убитых людей».
По мнению Маркова, на данный момент необходимо предпринять ряд мер, чтобы обеспечить установление виновных. «Первое: создать комиссию по расследованию этих преступлений. Второе: пригласить в эти места международные правозащитные организации и журналистов всех мировых СМИ. Третье: эту комиссию сделать международной, но не отдавать в ней власть агентуре спецслужб стран НАТО, чтобы не получилось как с расследованием крушения малазийского „Боинга“ МН17, когда власти Нидерландов саботируют расследование и таким образом скрывают организаторов преступления», — считает он.
«Четвертое: активно и оперативно распространять информацию об этих преступлениях. Пятое: Пригласить представителей властей Киева на общих основаниях. С большой вероятностью официальный Киев постарается сорвать расследование, как сорвал аналогичное расследование событий в Одессе. Но команда Порошенко возможно захочет использовать это для удара по Коломойскому и неонацистам. Шестое: жестко требовать вызывать военных нацгвардии Украины на допросы. Седьмое: не затягивая, по первым результатам расследования, объявить те организации, которые организовали эти преступления, видимо, это карательные олигархические неонацистские батальоны, преступными или террористическими», — продолжает член Общественной палаты.
Но главное, по словам Маркова, заключается в том, чтобы «не затягивать с публикацией расследований и выводами на его основе и не отдавать западникам, поскольку им сейчас нельзя доверять — они уже по геополитическим причинам сильно отошли от правды и покрывают киевских преступников и по Одессе, и по малазийскому „Боингу“».
«С самого начала переворота, когда пришла нелегитимная власть в Киеве, эти процессы дали толчок массовым нарушениям прав человека. Начались гонения на неугодных политиков, общественников, начались рейдерские захваты. А затем еще и так называемая антитеррористическая операция против Юго-Востока, которую уместнее назвать геноцидом собственного народа», — уверенчлен Совета по правам человека при президенте, председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» Александр Брод.
«Недаром общественный трибунал в Венеции недавно признал Барака Обаму, Петра Порошенко и Хермана ван Ромпея виновными в преступлениях против человечности», — напоминает правозащитник.
«Зло не должно оставаться безнаказанным. Поэтому российский МИД уже обратился в международные организации с призывом расследовать данные преступления. До этого никто не понес ответственности за убийства сотен и даже уже тысяч мирных жителей», — говорит Брод.
По его мнению, «необходимо продолжать апеллировать к международным организациям и по линии общественных движений. Следует обращаться и международные судебные инстанции».
«Отношение к происходящему на Украине уже меняется. „Эмнести интернешнл“ в одном из недавних докладов признали, в частности, что киевский режим причастен к смерти мирных граждан. Свое слово должны сказать российские правозащитные организации — надо документировать все случаи нарушения прав граждан», — советует член СПЧ.
«Необходимо, чтобы виновные в преступлениях понесли наказание, причем не только исполнители, но и руководители. По-моему, ответственность за смерти лежит и на президенте Порошенко», — резюмирует он.
Член Общественной палаты Владислав Гриб также опасается отдавать расследование на откуп Киеву. «Нас волнует, прежде всего, то, чтобы расследование было независимым. С участием специалистов из России, Украины, БДИПЧ, Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Иначе, я боюсь, Киев сделает все, чтобы скрыть реальные факты», — говорит Гриб.
«Здесь же по аналогии с ситуацией в Косово: когда речь идет о геноциде, то сразу власти выглядят совершенно другим образом, сразу вопрос о независимости Донецкой и Луганской народных республик встанет по-другому. Геноцид против женщин, детей, стариков — это может в корне поменять и условия Минских соглашений», — считает Гриб.
По его мнению, сегодня все правозащитные организации должны подключиться к расследованию. «Я лично (как руководитель Координационного штаба помощи жителям Украины) готов с коллегами выехать на место, после того, как будут улажены формальности. Я бы не доверял Киеву проводить расследование самостоятельно. У нас в Общественной палате целый ряд членов родом с Украины, в том числе из тех районов Донецкой и Луганской областей, которые контролирует украинская армия. Мы все чувствуем боль за этих людей», — делится переживаниями член Общественной палаты.
«Есть и второй важный момент, помимо независимого характера расследования, — донесение до общественного мнения на Западе, до западных СМИ фактов о происходящем на Юго-Востоке Украины, — уверен Владислав Гриб.
Михаил Захаров