Состоявшееся 7 ноября празднование 96-й годовщины Октябрьской революции 1917 года прошло в традиционной для последних лет манере. В крупных населенных пунктах страны на улицы с красными флагами и транспарантами вышли десятки, где-то сотни людей. Тем не менее, с увяданием некогда важнейшего праздника страны согласны далеко не все. Левые убеждены, что 7 ноября остается значимой датой для населения и хорошим поводом для агитации на почве ностальгии по СССР.
Главное мероприятие, посвященное Дню Октябрьской революции, по обыкновению проводила КПРФ. Шествие по Тверской улице собрало порядка 5-6 тысяч человек. Аналогичная акция в Санкт-Петербурге собрала порядка 2 тысяч человек. В остальных городах численность оказалась еще скромнее: например, в Новосибирске 1 тысяча человек, в Воронеже 850 человек, в Ульяновске и Барнауле по 500 человек, в Томске - только сто.
Впрочем, несмотря на то, что ногами члены КПРФ, КПСС, «Коммунистов России» и более мелких левых партий и движений поддерживают праздник куда менее активно, чем даже десятилетие назад, социология демонстрирует до сих пор весьма высокий уровень ментальной поддержки Дня Октябрьской революции. В частности, по данным Фонда «Общественное мнение», 49% россиян считают, что государственный праздник 7 ноября был отменен зря.
По мнению депутата Госдумы, секретаря ЦК КПРФ Юрия Афонина, это исследование показывает, «что у нас левая, с точки зрения политической ориентации, страна».
«Это свидетельствует о том, что стране не хватает справедливости. И поддержка людей растет за счет молодежи, людей среднего возраста, заставших Советский Союз», - объясняет он.
Коммунист не согласился с тем, что людям День Октябрьской революции не интересен. По его словам, шествие и демонстрации вызывают бурную реакцию у прохожих, которые выказывают различные знаки солидарности. При этом Афонин подчеркивает ключевую роль именно КПРФ в празднестве исторической даты.
«Идеи Октября и КПРФ, как единственной оппозиционной партии, защищающей не только социально-экономические права граждан, но и политические права, попранные на последних выборах президента и Госдумы, остаются востребованы. Это серьезная сила, на которую ориентируется все больше и больше людей»
В свою очередь, председатель ЦК партии «Коммунисты России» (конкурирующей с КПРФ) Максим Сурайкин описывает достоинства праздника с еще большим историческим пафосом.
«Я считаю, что для всего человечества это был переломный этап. Человечество открыло для себя новую форму хозяйствования – это социалистическая система. Родилось новое государство на принципиально новых принципах. Такого прежде не существовало. Фактически это первый шаг к новой эпохе, - говорит он. - Так что роль этого праздники невозможно недооценить или переоценить».
Именно из-за такой значимости, считает коммунист, «капиталистические власти» пытаются воспрепятствовать празднованию даты: был отменен выходной день, из-за чего на акции приходит меньше людей, а преимущество в проведении митингов отдается «прорежимной КПРФ».
«Власть пытается создавать препятствия для проведения мероприятий. Например, наша партия и целый ряд левых организаций будем проводить шествие и манифестацию от Никитских ворот. Несмотря на то, что мы соблюли требования закона при подаче заявки, мэрия (Москвы – ред.) нам отказала, причем лишь на 7-й день, хотя обязана была согласовать за 3 дня», - сетует Сурайкин.
Отметим, что эта акция прошла относительно успешно. Полиция запретила самовольным демонстрантам, коих собралось около 100 человек, доставать транспаранты или что-то скандировать, однако люди, запевая революционные песни, беспрепятственно прошли по тротуарам Тверского бульвара до главной улицы города. Большинство мирно разошлись, были задержаны лишь несколько молодых людей, не пожелавших прекращать акцию.
В одном Сурайкин согласен с конкурентами из КПРФ: День Октябрьской революции – это мощный агитационно-пропагандистский повод.
«Мы в партии постоянно ведем агитационно-пропагандистскую деятельность и, естественно, такая крупная дата для нас является инструментом агитации. Все годы на демонстрации 7 ноября приходили десятки тысяч людей, которые не являлись членами компартии, но были сторонниками коммунистической идеи. Для нас это возможность с ними пообщаться, раздать свои газеты, показать лидеров коммунистической партии. Естественно потом люди рассказывают об этом своим родственникам, друзьям, коллегам. Этот импульс не увидишь на конкретных выборах, но это создает необходимые информационные импульсы для наших избирателей, показывающие, что мы реально работаем, боремся за наши идеалы»
Однако эту позицию не разделяют политтехнологи, в том числе, работающие с партиями левой ориентации. В частности, координатор Совета шести непарламентских партий, включая Коммунистическую партию социальной справедливости (КПСС), директор Научно-исследовательского института политической социологии Вячеслав Смирнов убежден, что политики и медиа заблуждаются, возвышая значение Дня Октябрьской революции или напротив - сводя его к полузабытой исторической дате.
«Историки и журналисты описывают и апеллируют к тому, что это был переворот со всеми вытекающими последствиями, и сегодня это, по большому счету, пережиток. С другой стороны, политики левого толка вкладывают другой смысл: праздник символизирует, что трудящиеся могут свергнуть царский режим, угнетателей и построить общество, ориентированное на народ, простого трудящегося. С третьей стороны, есть обычный избиратель, наш горожанин. Даже если он придерживается левых взглядов, он понимает, что (во время революции 1917 года – ред.) свергли одних плохих, вместо них пришли к власти другие плохие, а народ использовался только для того, чтобы участвовать в революции, войне, погибнуть на той или иной стороне. А обычный человек труда даже при смене власти и строительстве вроде бы социалистического общества все равно ничего хорошего не получает», - описывает эксперт страты общества.
На практике, хоть апелляция левых к Октябрьской революции и является традиционной, электорального веса это им не добавляет, полагает Смирнов. «Это бесполезно. Основной избиратель так устроен, что он просто через 10-20 дней забудет, отмечал ли тот или иной политик 7 ноября или нет. Ключевого значения не имеет», - убежден он.
В этом плане, куда важнее, по его мнению, 9 мая – день победы в Великой Отечественной войне.
«А вот, допустим, Великая Отечественная война – это уже критично. Любой политик, вне зависимости от взглядов, должен поддерживать патриотичную линию, говорить о том, что мы сражались на справедливой стороне, иначе избирателей ему не видать как своих ушей», - рассуждает политтехнолог.
Единственное на чем сошлись все опрошенные Центром политического анализа эксперты, День Октябрьской революции большинством людей не воспринимается как день кровавых событий. Для симпатизантов 7 ноября – это, скорее, позитивный символ жизни в СССР, причем для каждого свой.
«У каждого избирателя в голове это что-то свое. У кого-то молодость, у тех, кто тогда не жил – собственные представления или иллюзии о жизни в СССР», - говорит Смирнов.
«Эта дата однозначно ассоциируется с этим праздничным днем, фактически, с днем советской власти. У молодого поколения по-разному: те, кто интересуется историей – это однозначно ассоциация с созданием СССР – государства, которое мы утратили», - вторит Сурайкин.