У многих избирателей 7 ноября ассоциируется не с марксизмом или ленинизмом, а просто с одной из вех в истории.
Как вы считаете, с точки зрения привлечения электората, как политтехнологический прием насколько значим на сегодняшний День Октябрьской революции?
Есть то, что журналисты, историки, политики вкладывают в такой праздник как годовщина Октябрьской революции. Историки и журналисты описывают и апеллируют к тому, что это был переворот со всеми вытекающими последствиями и сегодня это, по большому счету, пережиток.
С другой стороны, политики левого толка вкладывают другой смысл: праздник символизирует, что трудящиеся могут свергнуть царский режим, угнетателей и построить общество, ориентированное на народ, простого трудящегося.
С третьей стороны, есть обычный избиратель, наш горожанин. Даже если он придерживается левых взглядов, он понимает, что свергли одних плохих, вместо них пришли к власти другие плохие, а народ и теми и другими использовался только для того, чтобы участвовать в революции, войне, погибнуть на той или иной стороне. А обычный человек труда даже при смене власти и строительстве вроде бы социалистического общества все равно ничего хорошего не получает.
То есть у простых людей этот день ассоциируется с тем, что была царская Россия, началась Советская Россия. Да, плюсов было много и наша КПСС в том числе это отмечает, но и с огромнейшими минусами. Людям дали бесплатное образование и медицину, но поставили его в положение государственного раба, которым управляло чиновничество. И у многих избирателей 7 ноября ассоциируется не с марксизмом или ленинизмом, а просто с одной из вех в истории. А нормальное гражданское общество у них ассоциируется с Брежневым, когда был застой. Да, в магазинах ничего не было, но если ты умеешь, то можно было все найти, были социальные гарантии.
То есть политики, пропагандирующие праздник 7 ноября, апеллируют к избирателям, которым нравится СССР?
Нет. Апелляция к празднику 7 ноября – это возрождение в памяти избирателей советского прошлого. Риторика может быть революционной, но речь не о революции, не о том, что было до Второй Мировой войны, а о том, что было после. И у каждого избирателя в голове это что-то – свое. У кого-то молодость, у тех, кто тогда не жил – собственные представления или иллюзии о жизни в СССР.
Но это не значит, что политики знаково сказав, что 7 ноября – это хорошо, сразу же привлекают к себе избирателей.
Политики тоже живут в своих заблуждениях: если ты левый, значит, положено говорить, что 7 ноября – это хорошо.
Ну, так как на практике-то получатся: больше плюсов от публичного отмечания 7 ноября или минусов?
Это бесполезно. Основной избиратель так устроен, что он просто через 10-20 дней забудет, отмечал ли тот или иной политик 7 ноября или нет. Ключевого значения не имеет.
К 7 ноября могут по-разному относиться даже внутри самого левого движения. Для троцкистов и маоистов или последователей развитого, брежневского социализма, например, это может быть отрицательный праздник. И для политика заявить об этом не критично.
А вот, допустим, Великая Отечественная война – это уже критично. Любой политик, вне зависимости от взглядов, должен поддерживать патриотичную линию, говорить о том, что мы сражались на справедливой стороне иначе избирателей ему не видать как своих ушей.