24 ноября, воскресенье

Браудер может быть экстрадирован в Россию?

31 июля 2013 / 20:42

В деле главы Hermitage Capital Уильяма Браудера, который проходит в качестве ответчика в Высоком суде Лондона по иску экс-следователя МВД РФ Павла Карпова, может появиться новый поворот. В минувшую пятницу в ответ на объявление Россией Браудера в международный розыск Интерпол заявил, что не намерен включать Браудера в список разыскиваемых лиц. Однако уже во вторник стало известно, что организация может пересмотреть свою позицию. По этому поводу эксперты, опрошенные Центром политического анализа, высказали нетривиальную версию.

Напомним, 11 июля Тверской суд Москвы заочно приговорил к 9 годам заключения в колонии общего режима гендиректора британского фонда Hermitage Capital, подданного Великобритании Уильяма Браудера за уклонение от уплаты налогов на сумму более 522 млн рублей. Судья признал вину Браудера и аудитора фонда Сергея Магнитского в инкриминируемом преступлении. Согласно приговору, Магнитский действовал в интересах Браудера, организовав «уклонение от уплаты налогов по предварительному сговору группой лиц в особо крупном размере».

Приговор Браудеру был вынесен заочно, поскольку он уклонялся от явки в следственный орган, а в Великобритании и Северной Ирландии отказались его выдавать.

По версии следствия, в 1999-2004 годах Браудер незаконным образом приобрел более 131 млн акции российской компании ОАО «Газпром» по внутрирыночной цене на сумму более 2 млрд рублей. В то время, согласно российскому законодательству, иностранцы были обязаны получать разрешение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и правительства РФ на приобретение таких акций, либо покупать так называемые американские депозитарные расписки на зарубежных фондовых биржах, где их цена была на порядок выше. Браудер учредил ряд юридических лиц в Калмыкии. От имени аффилированных компаний он подал заявку на приобретение акций «Газпрома», скрыв факт практически 100-процентного участия иностранного капитала в их уставном фонде. Ущерб от деятельности Браудера составил не менее 2,9 млрд рублей.

Накануне приговора в Тверском суде на сайте Генерального секретариата Интерпола, появилось заявление, что организация не намерена искать главу фонда по запросу РФ. В сообщении пояснялось, что независимая комиссия по контролю за досье Интерпола еще 24 мая этого года сочла, что «использование Российской Федерацией каналов Интерпола для получения информации, касающейся г-на Браудера, носит преимущественно политический характер и таким образом противоречит нормам и правилам Интерпола». Полученный 26 июля запрос об «установлении местонахождения и аресте» Браудера, считает Интерпол, «полностью попадает под действие решения, принятого в мае».

25 июля МВД РФ сообщило, что российское Бюро Интерпола по требованию Генеральной прокуратуры направило в Генеральный секретариат организации запрос об объявлении главы Hermitage Capital в международный розыск. 27 июля МВД России также выступило с заявлением, что ждет от Интерпола исчерпывающих объяснений в связи с отказом объявить Барудера в розыск.

Но уже во вторник на этой неделе дело приняло новый оборот. Источник в российских правоохранительных органах сообщил, что Интерпол готов пересмотреть свою позицию по объявлению бизнесмена в международный розыск. В МВД России поступило письмо от руководителя центрального бюро Интерпола, в котором он предлагает встретиться с уполномоченными представителями российского ведомства и провести переговоры по вопросам расследования дела Браудера и объявления его в международный розыск.

Эксперты сходятся во мнении, что в деле объявления в розыск Уильяма Браудера хватает и политических мотивов.

«В деле Браудера действительно много политики, - считает заместитель председателя комитета Совета Федерации ФС РФ по международным делам Андрей Климов. - И в таких случаях часто бывает, что решения идут не по формальному процедурно-бюрократическому пути, а сориентированы на некие властные политические центры».

По мнению Климова, «совершенно очевидно, что Запад сориентирован на поддержку Браудера и для этого он много лет инвестировал очень большие деньги в эту тему». «Браудер приехал в России не очень богатым человеком, а уехал миллиардером. Но мы все знаем, что чудес не бывает», - подчеркнул Климов.

«С одной стороны, Запад находится под давлением пропагандисткой машины. С другой стороны, есть решение российского суда, которое было вынесено на основании анализа целого ряда серьезных фактов»

«По всей видимости, могу высказать догадку, первое обращение (России в Интерпол – ред.), возможно, было недостаточно мотивированно и формально отработанно, - предположил Климов. - Но очевидно стали поступать дополнительные материалы и поэтому в Интерполе может поменяться решение о включении Браудера в список разыскиваемых лиц».

Сходной позиции придерживается и председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.

«Дело Браудера – это громкое дело в силу усилий того же Браудера, - полагает Лукьянов. - К делу привлечено всеобщее внимание. Поэтому Интерпол вынужден быть крайне осторожным, чтобы не попасть под обвинение в том, что организация действует предвзято или исходя из каких-либо собственных политических представлений. Им здесь нужны очень убедительные аргументы в ту или иную пользу. Думаю, им нужно больше времени и больше внутренних процедур. А то, что в деле имеет место быть политическое влияние, никаких сомнений нет. Дело является политическим не по сути предъявляемых ему обвинений, а по факту всеобщего мирового внимания к истории с Сергеем Магнитским. Хотим мы этого или нет, дело политическое».

Нетривиальную версию развернувшихся событий, основывающуюся на английском прецедентном праве, высказал вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

«Следует отметить, что сейчас в Высоком суде Лондона проходит процесс, инициатором которого стал бывший следователь МВД РФ Павел Карпов, - напомнил Абзалов. - Ответчиком в процессе выступает глава Hermitage Capital Уильям Браудер и глава компании Firestone Duncan Джемисон Файерстоун. Поводом к иску послужили обвинения в адрес Карпова со стороны Браудера и Файерстоуна в том, что он якобы участвовал в пытках и убийстве Сергея Магнитского в одном из московских СИЗО, а также в мошенничестве против российского государства на сумму в 230 млн долларов. Карпов входит в так называемый список Магнитского. Суд начался в сентябре. Долгое время адвокаты Браудера пытались затянуть процесс и отклонить иск».

Но этот процесс, предположил Абзалов, сможет «пойти». «Тогда с большой долей вероятности может всплыть дело Бориса Березовского, - объяснил эксперт. - Напомню, в свое время Березовский подал иск против романа Абрамовича. После длительного процесса было принято решение в пользу Абрамовича и, в конечном счете, это привело к фактическому банкротству Березовского. А нужно помнить, что в Великобритании – прецедентное право. И если Браудеру не удастся доказать обоснованность списка Магнитского, то в результате этот факт поставит в очень неудобное положение две страны. Первая - США, которые приняли список Магнитского. Вторая - Великобритания, которая де-юре не приняла в парламенте подобного списка, но фактически было принято решение на уровне МИДа страны ограничить въезд в страну фигурантам списка Магнитского, но ограничить «в ручном режиме», минуя парламент».

«Последнее время Интерпол занимает выжидательную позицию, - подытожил Абзалов. - Организация ждет первых данных по рассмотрению дела в Лондоне. Если процесс будет идти бодро, то вполне возможно Интерпол в кои-то веки может встать на позицию России, и организация может экстрадировать Браудера к нам».

Отметим, что в пользу такой версии говорят и некоторые косвенные данные. Так, уже упомянутый Павел Карпов недавно заявил, что удовлетворен ходом рассмотрения его иска о клевете, в ходе которого судья игнорирует утверждения ответчиков о политической подоплеке дела.

«Ответчики первоначально заявляли, что я номинальный истец, так как за мной стоит Кремль и что это их процесс. Судья не принял их доводы. Далее они заявили о финансировании процесса Кремлем. Реакция судьи была аналогичная», - заявил Карпов.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
31 июля / 20:48
Интерпол в кои-то веки может занять позицию России
И в таком случае экстрадиция Браудера может оказаться вполне возможной {Читайте далее}
Абзалов Дмитрий Габитович, президент Центра стратегических коммуникаций
31 июля / 20:51
Интерпол нарушил свою собственную процедуру
Дело является политическим не по сути предъявляемых ему обвинений, а по факту всеобщего мирового внимания к истории с Сергеем Магнитским {Читайте далее}
Лукьянов Федор Александрович, глава Совета по внешней и оборонной политике
31 июля / 20:53
В Интерполе может поменяться решение о включении Браудера в список разыскиваемых лиц
Браудер приехал в Россию не очень богатым человеком, а уехал миллиардером {Читайте далее}
Климов Андрей Аркадьевич, заместитель председателя комитета Совета Федерации ФС РФ по международным делам