В течение ближайших трех лет правительство РФ планирует провести так называемый налоговый маневр: постепенно снизить пошлину на экспорт топлива за границу и поднять налог на добычу сырой нефти. За, казалось бы, бессмысленным, с бухгалтерской точки зрения действием, скрыт целый букет различных тонкостей. Начиная с попытки завуалированно пополнить казну за счет рядовых потребителей, для которых подорожает бензин и большая часть товаров, и заканчивая желанием подстраховать основные доходы бюджета от вероятных капризов мирового рынка.
Как стало известно на этой неделе, правительство намерено в 2014-2016 годах планомерно повышать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и параллельно снижать пошлины на экспорт нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива и пр.) за границу. Кроме того, постепенно будут расти акцизы на топливо (по большинству видов топлива начиная с 2015 года).
По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, в 2014 году это приведет к росту цен на бензин и дизель не более чем на 1,4 рубля за литр. Причем, утверждает он, это максимально возможный показатель, который, в итоге, скорее всего, будет даже ниже. Сдерживающим фактором должно послужить то обстоятельство, что на сегодняшний день Минфин считает цены на топливо и так несколько завышенными, а значит, они имеют запас роста.
Во-вторых, министерству и Федеральной антимонопольной службе поручено подготовить предложения по контролю за ценовой динамикой и не допустить перегибов нефтяников.
В-третьих, повысится рентабельность переработки нефти, что также должно сдержать рост цен.
Пока не ясно, в каких пропорциях будет производиться налоговый маневр. По словам Шаталова, варианты будут обсуждаться 27 сентября на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Однако уже известно, что Минфин будет предлагать снижение экспортной пошлины с 60% до 59% в 2014 году, до 56% в 2015 году и до 54% в 2016 году. На т.н. светлые нефтепродукты это будет соответственно 66%, 64% и 62%. НДПИ же предлагается поднимать с 470 рублей до 491 рубля в 2014 году, далее соответственно до 515 рублей и 545 рублей.
В свою очередь, комментируя планы правительства, министр энергетики РФ Александр Новак также заявил, что налоговые изменения окажут «минимальное абсолютно влияние на цены».
Эксперты по-разному оценивают идеи кабмина. Как объясняет партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, необходимость налогового маневра продиктована желанием увеличить налогооблагаемую базу нефтяной отрасли.
«Дело в том, что не вся нефть экспортируется. Только примерно треть от добываемой сырой нефти. То есть с оставшихся двух третей экспортная пошлина не берется. А НДПИ берется за все производство нефти», - говорит Крутихин.
При этом он считает оценку Минфина по росту цен на бензин после налогового маневра приуменьшенной. «Если увеличивать НДПИ, то полутора рублями тут не ограничится. Я думаю, повышение будет гораздо существеннее», - отмечает эксперт.
Согласен с тем, что оценки Минфина по росту цен на топливо занижены и гендиректор Научно-исследовательского и проектного института нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности Владимир Капустин. Однако помимо намерения увеличить налогооблагаемую базу, он называет и иные мотивы решения правительства. Маневр, по его мнению, может осуществляться, чтобы снизить риски ценовых колебаний на внешних рынках.
«Таким образом правительство хочет иметь более устойчивый налог. Это всегда лучше делать, перейдя от налога на нефть к налогу на недропользования. Логика в этом есть, но она будет в пользу государства. По существу, это увеличение налогов», - объясняет он.
Среди потенциальных рисков Капустин называет возможное падение цен на нефть в связи с активными разработками в США альтернативных источников ее добычи.
При этом эксперт назвал слишком оптимистичным предположение, что налоговый маневр может стимулировать технологическое развитие нефтеперерабатывающей отрасли, которой будет выгодней продавать топливо, чем сырую нефть. Однако заметил, что «в этом что-то есть».
Единственным из опрошенных Центром политического анализа специалистов, кто согласился с прогнозом Минфина по росту цен на бензин, стал ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев.
«Поскольку сейчас НДПИ составляет в зависимости от марки бензина и прочих факторов от 17% до 19% в конечной продажной цене, то увеличение НДПИ, которое запланировано, и дает как раз примерно полтора рубля», - объясняет он математику ценообразования.
Однако предпринимаемые меры он считает «стратегической ошибкой». По его словам, это скажется не только на ценах на бензин, но и другие товары. В нефтяной же отрасли никаких изменений не последует.
«Я бы заметил, что то, что делается в последние годы по постепенному увеличению налоговой нагрузки в цене бензина – это деструктивные меры, направленные на разрушение не нефтяной экономики России. Для нефтяных компаний это безразлично, а для остальных это означает повышение цен на все: хлеб, хозтовары, все, что перевозится машинами. И за счет производства, потому что топливо используется не только для транспорта», - говорит Танкаев.
В заключении напомним, что по данным Росстата с начала 2013 года к 16 сентября цены на бензин выросли на 5,4%, дизтоплива - на 2,3%. Нынешний уровень цен, согласно социологическому исследованию Superjob.ru, уже вынудил 9% автомобилистов отказаться от поездок на собственной машине. 25% опрошенных распрощаются с авто, когда цена на бензин перевалит за 40 рублей. Еще 11% пересядут на общественный транспорт, при цене выше 50 рублей. Еще 8% перестанут ездить на машине при ценах 60 рублей и выше.