Саммит АТЭС в Пекине завершился. По его итогам, страны-участницы приняли большую декларацию, в которой содержится множество подробностей о том, как будет развиваться взаимодействие в дальнейшем. Эксперты оценили итоги саммита АТЭС для России и для регионального сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Пекинский саммит АТЭС завершил свою работу. Итогом двухдневных дискуссий лидеров экономик этого форум стало принятие 24-страничной декларации, которую дополняют четыре приложения.
В декларации страны-участницы АТЭС зафиксировали целый ряд довольно амбициозных планов развития сотрудничества. Так, страны АТЭС разработали план по усилению взаимосвязанности в 2015—2025 годах. «Обязуемся усиливать региональную взаимосвязанность в физическом, институциональном и гуманитарном измерении путем принятия согласованных мер и достижения к 2025 году поставленных целей в интересах формирования в АТР целостного, всесторонне взаимосвязанного и интегрированного пространства», — говорится в декларации.
Страны АТЭС также в очередной раз подтвердили верность принципу отказа от протекционизма. «Мы подтверждаем наше стремление к отказу от любых форм протекционизма. Мы продлеваем действие нашего соответствующего обязательства до конца 2018 года и вновь подтверждаем готовность к сворачиванию протекционистских и других ограничительных мер в отношении торговли», — говорится в итоговом документе саммита.
В целом саммит можно назвать удачным — сотрудничество стран АТЭС продолжается и продолжается успешно. Об этом свидетельствуют хотя бы те данные, которые привел в своем выступлении российский президент Владимир Путин. «В последние годы расширение торговых связей Азиатско-тихоокеанского региона сопровождалось заметным ростом экономики наших стран. Сегодня на долю АТЭС приходится 37 процентов мировой торговли, значительно улучшились и условия жизни населения. Это тоже факт, который является объективным. Во многом это результат развивающейся в АТР экономической интеграции», — заявил Путин, выступая на рабочем заседании глав государств и правительств форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество».
«В прошлом году в АТЭС достигнут качественный рубеж: впервые объёмы торговли внутри нашего объединения превысили размеры экспортно-импортных операций с внерегиональными странами. Для сохранения такой позитивной динамики необходимо и дальше углублять торгово-инвестиционное сотрудничество между нашими странами, активнее устранять избыточные административные барьеры, о которых мы постоянно говорим, улучшать доступ на рынке», — отметил также российский президент.
Много ожиданий было связано с возможным объявлением о создании Транс-Тихоокеанского партнерства, которое продвигает в последние годы США. Накануне нынешнего саммита российский лидер в интервью китайским СМИ выступил против планов США. «Очевидно, что Транстихоокеанское партнёрство — очередная попытка США построить выгодную для себя архитектуру регионального экономического сотрудничества. В то же время полагаю, что отсутствие в составе его участников таких крупнейших региональных игроков, как Россия и Китай, вряд ли позволит выстроить эффективное торгово-экономическое взаимодействие», — заявил Путин.
Объявление, впрочем, так и не состоялось: лидеры стран-участниц переговорного процесса по ТТП приняли заявление по итогам встречи на полях саммита АТЭС. «В последние месяцы достигнут существенный прогресс на переговорах, и они переходят в свою завершающую стадию. Необходимо продолжить обсуждение всех оставшихся вопросов до их окончательного прояснения». Иными словами — создать ТТП уже в рамках саммита не удалось и когда удастся — непонятно.
Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, оценили итоги саммита АТЭС для основных игроков. По мнению члена Совета по внешней и оборонной политике Александра Габуева, главными действующими лицами саммита АТЭС были крупнейшие экономики региона США и Китай, а суть его заключалась в конкуренции торговых блоков.
«В этом смысле саммит закончился вничью. США не удалось объявить о создании Транстихоокеанского партнерства (ТПП)», — считает Габуев.
«В свою очередь Китай провел начало переговоров о создании зоны свободной торговли в АТЭС, но без четких сроков. Пока что позиции лучше у США, переговоры по ТПП могут закончиться уже в 2015 году, но ничто не решено», — полагает эксперт.
«Для Китая итоги саммита можно назвать самыми удачными: было понятно еще накануне саммита, что его повестка сформирована в соответствии с китайскими интересами, и процентов на 80, а то и на 90 Пекину удалось реализовать то, что он хотел», — не согласен заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин. «В повестке был и китайский вариант зоны свободной торговли, и инфраструктурные проекты (новые трубопроводы) и так далее. Был и необычный формат, необычная тема для АТЭС — антикоррупционная борьба. Это в китайской повестке, в китайской внутренней политике одна из центральных тем. И страны АТЭС подписали соглашение, пообещали выдавать коррупционеров друг другу. Таким образом, китайская часть саммита была успешной», — развивает свою мысль эксперт.
По его оценке, в АТЭС есть два центра притяжения — китайский и американо-японский. «Так вот по итогам саммита можно сказать, что китайский центр притяжения усилился», — уверен Лузянин.
По мысли эксперта, это не может не волновать американцев.
«Барак Обама приехал на саммит: ранее ему не удавалось принять участие в их работе. Тем самым США дают понять, что Китай для них важен. Обама успел пообщаться на полях саммита с Си Цзиньпинем, хотя это и не была полноценная двусторонняя встреча. Так что не все удалось реализовать», — говорит Сергей Лузянин.
«Надо понимать, что у американцев есть свой, альтернативный АТЭС формат — Транстихоокеанское партнерство. Несомненно, при помощи ТТП США хотят ослабить, размыть, демонтировать АТЭС, привлекая страны региона, но уже очевидно без Китая и России», — напоминает он.
Для России саммит прошел успешно, хотя смысл ее участия был иным, нежели у партнеров. «Для России главной целью было даже не участие в саммите с 21-й страной, а „малый саммит“ — встреча Владимира Путина с Си Цзиньпинем. Было подписано 17 новых документов, среди которых важнейшими являются газовый блок, инфраструктурные проекты, проекты в сфере информационной безопасности», — оценивает итоги саммита для России Лузянин.
«Это была уже 5-я встреча российского президента с его китайским коллегой с начала года и она стала продолжением реализации стратегии российско-китайского партнерства. Настолько плотное взаимодействие России и Китая раздражает и даже пугает США, поскольку за общим лозунгом об углублении партнерства стоит нечто большее. Это, конечно, не союз, но поворот России в сторону Китая и Азии вообще произошел — из-за известных украинских событий», — резюмирует эксперт.
Впрочем, внутри России слышны и голоса скептиков.
«Россия не столько поворачивается лицом к Востоку, сколько, подобно обиженному ребенку, разворачивается задом к Западу. И от этого она только проигрывает, ибо Китай довольно умело пользуется вынужденной для России ситуацией, оборачивая ее экономическими и стратегическим выгодами для себя», — сомневается в перспективах российско-китайского сотрудничества профессор МГИМО Валерий Соловей.
По его мнению, «по своей культуре, мировоззрению, типу ценностей русские — европейский народ, а Россия — европейская страна. И любой дисбаланс в сторону Востока для нас попросту вреден». «Более того, для самого Китая главным торгово-экономическим партнером были и остаются США. И если мы полагаем, что разыгрываем „китайскую карту“, то в действительно это Китай разыгрывает „российскую карту“ в отношениях с США», — полагает эксперт.
Михаил Захаров