Глава 3.
Новые группы и субгруппы
поддержки Владимира Путина
Как показано выше, во второй главе нашего доклада, границы нового путинского большинства существенно расширились. Они уже не совпадают с границами слабодифференцированной массы населения, которое можно было бы описать указанием на то или иное «ядро». В результате сложных социально-экономических и демографических процессов российское общество за последние 15 лет существенно изменилось. В нем появилось множество новых субгрупп, черты которых порой серьезно отличаются от их социального окружения. Исследователи массового мнения зачастую не фиксируют как появление, так и исчезновение таких групп, да и саму саму групповую динамику оставляют за рамками своего анализа. Напротив, часть таких групп или субгрупп, замеченных СМИ и воспетых журналистами, обладает полумифологическим существованием и гипертрофированным влиянием на медийную повестку (например, пресловутые хипстеры). Часть же так и остается не замеченной под толщей социальной жизни, и только серьезные качественные исследования в состоянии вывести эти группы из тени.
Рост поддержки политики Путина, тем не менее, требует своего обоснования и объяснения. В результате полученных данных соцопросов ФОМ и Ярославской области, мы выдвинули гипотезу о возвращении к Путину ряда субгрупп (таких как нелояльные военные и недовольные руководители в государственном и коммерческом секторах), появлении в его базе поддержки новых субгрупп (москвичи, закредитованные, новые россияне и др), а также нейтрализации негатива в отношении власти у части субгрупп, которые ранее отказывали в доверии руководству страны (инноваторы, «левые» интеллектуалы). Также мы постарались определить эти субгруппы через тот способ, которым они оказались «пристегнуты» к новому путинскому большинству. В своей работе мы частично пользовались данными соцопроса ФОМ, частично же делали эмпирические выводы.
3.1 Москва за Путина
В ходе опроса, анализируя распределение ответов респондентов по месту их проживания, мы обратили внимание на явную стабилизацию и улучшение отношения к политике Владимира Путина в Москве и в городах-миллионниках.
Таблица 14. Распределение ответов респондентов ФОМ на вопрос об их отношении к политике Путина
(по месту проживания респондента)
Для увеличения кликните по иллюстрации
Среди москвичей, по данным ФОМ, оказалось меньше всего тех, у кого отношение к Путину за последние два года ухудшилось (4%), при этом половина опрошенных жителей столицы заявила, что их отношение к Путину не изменилось. В городах-миллионниках зафиксировано максимальное (55%) количество тех, чье отношение к политике Путина за последнее время улучшилось.
Подобное, между прочим, уже происходило. Так, в октябре 2004 года после монетизации льгот и серии терактов (в том числе, теракта в Беслане) в отчете социологи ФОМ писали: «Разочаровываться в деятельности В. Путина чаще приходилось людям самой активной, средней возрастной группы (42%), имеющим высшее образование (45%), жителям Москвы (47%) и мегаполисов (40%). Не приходилось разочаровываться в главе государства чаще молодежи (54%) и жителям сел (56%)».29
Однако разочарование, равно как и усталость, не стали факторами, дестабилизирующими социально-политическую базу президента. В целом доверие своей группы поддержки и сочувствующих Владимир Путин возвращал всегда на протяжении своего пребывания на высших постах в структурах государственной власти. Скажем, опрос ФОМ от 23–24 июля 2005 года уже зафиксировал наибольший процент доверия к Владимиру Путину у жителей мегаполисов (56 процентов), в противовес просто крупным городам (минимальное значение по типу населенного пункта — 41 процент).30 То есть, чуть больше, чем за полгода президент смог вернуть доверие «разочарованных» в крупнейших российских городах.
Хотя Москва на всем протяжении президентства Путина давала ему меньший процент поддержки, чем в среднем по стране (в данном опросе — 42 процента). Тем не менее, сегодня, как следует из исследования ФОМ, столица самым серьезным образом пересмотрела свое отношение к президенту. Здесь, пожалуй, сыграли свою роль как восторги по поводу Олимпиады, так и бескровное присоединение Крыма к России. Но не меньшее значение имели и действия власти, направленные на нивелирование «болотных» протестов и общее разочарование в протестном движении, особенно проявившееся на фоне беспорядков в столице Украины.
Напуганный, уставший, разочаровавшийся в лидерах оппозиции столичный «офисный планктон» в отсутствие массовой моды на протест не знает, зачем быть «против». Таким образом, вслед за массовым выходом на улицы протестно-ориентированного «планктона», состоявшимся благодаря истеричной пропагандистской кампании и при включении ряда классических элементов «цветной революции», логично наступил спад — с момента ареста Pussy Riot до жестких мер в отношении участников демонстрации 6 мая, пошедших на силовой конфликт с представителями сил правопорядка. К 2013 году с массовым «болотным» протестом столичных жителей было покончено.
Опрос от 15–16 февраля 2014 года (то есть еще до активной фазы украинских событий и референдума в Крыму) зафиксировал количество позитивных по отношению к Владимиру Путину респондентов на уровне в 44 процента в среднем по России. А в Москве их доля составила 51 процент.31
Возвращение Крыма вернуло Путину Москву. Резюме под этим фактом подвела автор известной гипотезы о «четырех Россиях» географ Наталья Зубаревич. В эмоциональном эфире «Эха Москвы» она высказалась буквально так: «Прошедшие события только что показали, что вот эти вот ценности почвы и крови, ценности: наших бьют, мы всех там порубаем, оказывается, захлестнули Москву в еще больших долях, чем периферии, которые, ну, что-то в телевизоре увидели, и назад к своей картошке, да? И средние города. Максимальная доля поддержки — это Москва, крупнейшие города... Суть в том, что у нас есть какие-то базовые ценностные вещи, которые перебивают казавшуюся нам устоявшейся модерность больших городов».32
Таким образом, сегодня ареал недовольства действиями руководства страны сузился и смещается из Москвы в регионы (в малые города). Больше всего критиков политики Путина социологи ФОМ обнаружили в малых городах — с населением от 250 тыс. до 1 млн жителей (14%) и с населением 50–250 тыс. жителей (11%). Кроме того, следует обратить внимание и на отношение к Путину среди сельских жителей — только треть жителей села заявила об улучшении отношения к политике Путина.
3.2 Возвращение лояльности руководящего звена
Уже давно известно, что чиновничество, да и руководители в негосударственном секторе, в массе своей входят в группу поддержки Путина. И не секрет, что порой мнение начальника влияет на мнение подчиненных. Конформное поведение большинства в современном обществе (особенно среди т.н. креативного класса) приводит к тому, что на политические оценки руководителей начинают ориентироваться и нижестоящие по рангу сотрудники. Именно поэтому противоречивые оценки политики Владимира Путина среди руководителей являются одним из наиболее серьезных свидетельств качественных изменений структуры «путинского большинства».
Таблица 15. Распределение ответов респондентов-руководителей об их отношении к политике Путина
(опрос ФОМ)
Для увеличения кликните по иллюстрации
При анализе распределения ответов, фиксируется не только максимальный прирост сторонников политики Путина (49%) среди руководителей, но и максимальный прирост критиков политики Путина (13%). Более того, среди начальников оказалось меньше всего тех, у кого среди коллег по работе отношение к политике Путина не изменилось (25%). Практически аналогичное распределение дает и анализ отношения к политике Путина среди друзей руководителей и их семей. В первом случае 47% изменили свое отношение в лучшую сторону, и 13% — в худшую. Во втором случае отношение к политике Путина изменилось в лучшую сторону также у 47%, тогда как в худшую — у 15% (разница в пределах статистической погрешности).
Следует заметить, что наш вывод о том, что руководители в своем большинстве оказывают высочайший уровень доверия политике Путина (подкрепленный данными социологии) противоречит устоявшимся в политикуме рефлексиям о «держащих фигу в кармане» представителях высшего среднего и высшего класса.
В том числе это касается и чиновников разного уровня, которых уже давно записали чуть ли не в противники режима. Так, обозреватель «Росбалта» Сергей Шелин утверждает по этому поводу следующее: «Никакого «путинского большинства» нет ни в низах, ни в верхах. Это мираж, которым тешит себя Кремль... В прошлом году чиновники бездумно одобрили кампанию по выборочному выявлению в своих рядах нечестных и непатриотичных. Теперь, естественно, эта кампания их раздражает и гнетет. И даже побуждает к подковерному предъявлению каких-то веских возражений. Не зря ведь Путин вроде бы передумал запрещать чиновникам иметь недвижимость за границей. Но сохраняется ли сегодня в массах бюрократии искреннее «путинское большинство», на которое вождь может уверенно опереться? Сомнительно», — полагает автор.33
В реальности же, опираясь на данные опросов общественного мнения, мы видим, что именно через круг общения руководителей проходит линия разлома в отношении к политике главы российского государства. Действительно, от 13 до 15 процентов руководителей, их близких, друзей и родственников крайне озабочены и даже, возможно, испытывают страх за будущее — прежде всего в связи с политикой «национализации элит», а так же в связи с санкциями, которыми угрожают стране. Однако существенно большая часть — втрое численно превышающая группу «испугавшихся» — полагает, что в результате реализации политики Путина появится гораздо больше новых возможностей для национально-ориентированного бизнеса, и растет гордость за страну, что немаловажно для самосознания бюрократии и работников руководящего звена.
3.3 Молодежь отказывается от протеста
Путин практически всегда, и вопреки расхожим медиаштампам, был президентом молодых. Среди его безусловных сторонников больше всего было представителей возрастных групп 18–24 года и 25–34 года — соответственно, 19,3 и 17,1 процента. Какие механизмы в данном случае работают, и какими чертами характеризуется эта возрастная когорта, а также то поколение, которое в ближайшие 5 лет сможет проявить себя в качестве субъекта электорального процесса? Этот вопрос тем более важен, что молодежь и в первую очередь, студенчество (не совсем оправданно) причисляли к основным двигателям «болотного» протеста.
Действительно, в силу большей пассионарности и зависимости от социальных сетей, студенты более всего были подвержены пропаганде «ненасильственного протеста», который пытались организовать политические и бизнес-элиты, недовольные выдвижением кандидатуры Владимира Путина на третий президентский срок.
Но прошло два года с тех пор, как Владимир Путин одержал убедительную победу на президентских выборах. Протесты сошли на нет, и критическое отношение студенчества к Путину также практически исчезло.
Таблица 16. Распределение ответов респондентов-студентов на вопрос об их отношении к политике Путина
(опрос ФОМ)
Для увеличения кликните по иллюстрации
Как видим, за последние два года только 4% студентов оказались разочарованными в политике Путина. Следует также подчеркнуть, что аналогичные данные показывают и опросы студентов об отношении к действиям руководства страны в их семье и среди их окружения.
Здесь, в первую очередь необходимо отметить колоссальную роль, которую в жизни младшего поколения российской молодежи играет интернет вообще и социальные сети в частности. Давно прошли те времена, когда сеть была средой обитания маргиналов. Сегодня каждый школьник, студент и даже молодой рабочий из провинциального городка имеет аккаунт «Вконтакте». Покрытие школьников и студентов этой сетью в России можно считать стопроцентным.34 Безусловно, основным мотиватором в данном случае являются широкие возможности использования нелегального «пиратского» контента, однако, довольно быстро — в основном через популярные юмористические странички — молодые люди вовлекаются в политическую дискуссию. Так, даже беглый взгляд на суперпопулярные «паблики» в социальной сети «Вконтакте», такие как «МДК» или «Орленок», дает основание полагать, что в массе своей российские подростки настроены весьма патриотично. Существенно, что патриотический настрой в данном случае формируется не из-под палки, а совершенно органичным путем — через коммуникацию внутри соответствующих стилистических кластеров. Коммуникативный регистр, который используется российскими тинейджерами в блогах и социальных сетях, кому-то может показаться сомнительным, однако, именно он — в силу своей флексибильности и инклюзивности — обеспечивает возможности роста гражданского самосознания российской молодежи. Одновременно, увеличение доли консервативных блогеров-путинцев (наконец, признавших, что ЖЖ мертв и перебравшихся на более актуальные площадки) приводит к тому, что на рост популярности президента начинают работать законы SMM. Не переоценивая потенциал управляемости трендами в социальных сетях, стоит признать: порой грамотная работа в интернете может заложить фундамент победы в большой информационной войне, в том числе за сердца избирателей.
Вторая важная черта поколения 1994–2000 — отсутствие опыта ельцинизма. Так, политизированная молодежь нулевых и начала десятых годов — это в значительной мере люди 1987–1993 гг. рождения. Их детские впечатления, так или иначе, связаны с эпохой президентства Бориса Ельцина. Память о смене эпох определяет их политическое сознание — пусть менее травматичной, чем крах СССР для старших поколений. Грубо говоря, вне зависимости от занимаемой позиции, они смутно помнят о том, что Владимир Путин не всегда был главой нашего государства, а политическая система может быть устроена как-то иначе. Этот бэкграунд неизбежно сказывается на языке их политических деклараций и формах политического участия. Смена поколений неизбежно скажется в том, что все меньшую роль в общественной жизни будет играть поколение нынешних «хипстеров». Это диктует насущную необходимость обратить пристальное внимание на то, чем живут современные подростки — тем более, учитывая тот факт, что онлайн-общение в публичном режиме на сегодняшний день является для школьников и студентов уже не суррогатом, а равноценным аналогом общения личного.
Довольно важную группу составляет заметная, хотя и малочисленная страта молодых людей, входящих в политизированную прослойку образованного класса, так называемых красных хипстеров. Известный парадокс состоит в том, что данная группа в значительной степени воспитана журналом «Афиша» и ориентирована на ту культурную общность, которую он репрезентирует.
Сегодня в это мало кто может поверить, но в начале и середине нулевых годов «Афиша», «Большой город», модные театры, музеи современного искусства и некоторые другие культурные институции были аполитичны. Однако чем ближе к парламентским выборам 2011, тем очевиднее было: что-то пошло не так. Журнал о развлечениях Москвы вдруг озаботился проблемами школ, больниц и приютов для бездомных. Другой журнал о развлечениях повадился ставить на обложку оппозиционные плакаты. Журнал для деловых людей перещеголял всех, со своей обложки послав главу государства на три известные буквы русского алфавита.
Так называемые кумиры «продвинутой» молодежи как бы говорили своей пастве: «Мы свое заработали! Мы богаты, известны, и оснащены культурно по высшему разряду, по последнему слову западной интеллектуальной моды! Теперь, когда у нас все есть, самое время подумя обрести достоинство и политическую субъекьность! Так что Россия без Путина! Давай с нами!»
Естественно, закономерным ответом для свободно мыслящего молодого человека представляется: «Спасибо, нет!» Эти «красные хипстеры» еще не вкусили прелестей потребительского рая, которым кичится так называемый креативный класс, наивно полагающий себя (а не систему, власть и Путина) автором и хозяином собственного преуспевания. Поэтому у «красных хипстеров» выбор однозначный и сознательный — они голосуют за Путина поскольку тоже хотят стать «средним классом» и, быть может, даже «креативным», но внутри системы, не противопоставляя себя ей.
3.4 Закредитованные выбирают стабильность
Часть обновленного «путинского большинства» составляют те представители среднего класса, которым в последние годы удалось получить кредиты на ипотеку, автокредиты или ссуды на потребительские нужды. По различным данным россияне должны банкам почти 9 трлн рублей.35 В среднем — 43.5 тысяч рублей на человека. Широкая доступность финансовых услуг, с одной стороны — стимулирует потребительский спрос, создавая предпосылки экономического роста, с другой — формирует определенный тип политического поведения.
Необходимость дисциплинированно обслуживать свои обязательства не способствует порывистым интеллигентским рефлексиям об «углеводородной», «ресурсной» и в целом «порочной» природе экономического благосостояния страны и, в конечном счете, — собственной платежеспособности. Разговоры о «нефти», которая непременно «упадет» — прерогатива высокообеспеченных граждан и деклассированных маргиналов с митингов оппозиции.
Принадлежит ли кредитная история обеспеченному предпринимателю/топ-менеджеру/высококлассному специалисту, купившему на деньги банка загородный дом или малоимущей семье, из последних сил тянущей рассрочку за купленный в кредит холодильник — меньше всего на свете эти люди хотели бы лишиться своего регулярного дохода в результате социально-экономического коллапса, извечного спутника политического кризиса. Владимир Путин в данном случае выступает эмблемой того социально-экономического порядка, который позволяет рассчитаться с долгами, сохраняя привычный стиль жизни.
3.5 Интеллектуалы заново открыли для себя Путина
Несмотря на то, что в целом та группа, которую принято ассоциировать с понятием интеллигенции, настроена в значительной мере оппозиционно, последние события в Крыму и на Украине высветили довольно мощные группы поддержки Владимира Путина внутри образованного класса.
Наиболее значимым кластером в данной среде представляются проимперски- и националистически ориентированные интеллектуалы, впервые за 15 лет ощутившие себя включенными в актуальный политический контекст. Если все предыдущие годы русские националисты пытались отстраиваться от официального курса Кремля, полагая его риторику лишь камуфляжем для «антинародной политики», то события в Крыму и, в особенности, в Донбассе фактически вернули данным группам веру в страну и ее руководство. Даже тот сегмент «национал-демократической» интеллигенции, который, начиная с 2005 года, пытался артикулировать противоположность «националистической» и «имперской» идеям, сегодня, забыв о былых обидах на «режим», выражает активную поддержку политике России на Украине.
Другой субгруппой (если не субкультурой) российского интеллектуального класса, решительно повернувшейся к Владимиру Путину на его третьем президентском сроке и окончательно укрепившейся в своей позиции после событий в Крыму стали левые от ностальгирующих по РСФСР образца 1993 года до ортодоксальных марксистов. Как видится, одна из причин — в перемене идеологических трендов, как будто робко намекнувшей если не на кардинальный разворот в сфере экономической и социальной политики, то хотя бы на эпизодические отступления от «неолиберального мейнстрима», на пару-тройку лоскутков общественной ткани огражденных от эрозии глобального спекулятивного капитала.
Вторая причина благосклонности левых интеллектуалов к политику Путину — необходимость занять сторону в конфликте между не всегда грациозной, порой старомодной, но все-таки гуманистической и христианской российской государственностью и теми, кто сегодня воспринимается в качестве носителей подлинного «украинства». Группы агрессивных молодых мужчин, играющих с правой риторикой — идентичны по всему миру, представляя собой малозанимательный извод коммерческой субкультуры «с перчинкой». Левые к ультраправым относятся все-таки негативно.
3.6 Инноваторы почувствовали запах карьеры
Либеральные эксперты исписали тысячи страниц, развивая тезис о том, что «режим» в самих своих сущностных основаниях враждебен классу предпринимателей. От Чаадаева до Валерии Новодворской либералы твердят одно: русским органически чужд дух индививидуализма и частной инициативы: самостоятельность, независимость и креативность можно признать разве что за особой породой «русских-европейцев», не порченной степной кровью и «доброкачественными генами» (копирайт Аллы Гербер).
Можно сколько угодно плакать над рождественскими историями о Стиве Джобсе, собравшем первый в мире компьютер с друзьями в гараже. Однако ни одно важное открытие в современной науке, ни одна технологическая разработка, изменившая лицо социальной реальности, ни один аппарат, изменивший характер нашего мышления — ничего подобного не было создано без участия государства, которое одно сегодня располагает ресурсом инвестиций такого масштаба и заинтересовано в проектах, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Отсюда, нет ничего удивительного в том, что образованные и энергичные люди практического склада ума рассчитывают получить опору в лице институтов сильного и умного государства, заинтересованного в собственном будущем. Здесь — выгодоприобретатели от деятельности АСИ, разнообразных «институтов развития», фонда «Сколково» и целевых грантов от коммерческих организаций, вузов, Академии наук или той же «Росмолодежи». К этой же группе можно причислить и довольно обширный кластер граждан, ориентированный на карьеру в госорганах.36
3.7 Городские «реднеки» перешли в «средний класс»
Изначально слову «реднек» в Штатах приписывался исключительно пейоративный смысл. Нетрудно догадаться, к какому ассоциативному ряду отсылает указание на «красную шею». Пикап, собака и клетчатая рубашка по умолчанию. Дробовик и флаг Конфедерации — факультативно. Не стоит забывать и о том, что музыкальный жанр кантри может показаться «обаятельным» если смотреть снаружи. Для американцев же эта музыка обретается примерно там же, где в нашем мировосприятии — шансон. Впрочем, консерватизм в духе районной «понятийности» свойствен реднекам не в большей мере, чем всем серьезным мужчинам-патриотам, составляющим «великое молчащее большинство» планетарной периферии.
Окраины крупных городов, — типичными эмблемами которых являются такие московские районы как Южное Бутово и Восточное Бирюлево — представляют собой среду обитания той страты сторонников власти, которую можно с известной долей условности отнести к русским «реднекам». Тучные мужчины со своими бойкими женами в женственных нарядах и детьми в спортивных костюмах образуют костяк настоящего, а не выдуманного политтехнологами среднего класса, делающего свой выбор в пользу политики Владимира Путина.
Их социальное положение может быть описано через специфический стиль потребления, где важнейшую статью расходов составляют обслуживание ипотечного кредита и траты, связанные с эксплуатацией автомобиля. В рационе преобладают мясо и хлеб. Досуг — охота, рыбалка, поездки за город, семейный отдых на пляжных курортах. Важную деталь повседневности составляют занятия в фитнес-центре, в основном: упражнения со штангой и на силовых тренажерах. В отличие от своих американских собратьев, занятых в частном секторе, либо имеющих собственное дело, отечественные городские «реднеки» часто работают в государственных структурах, среди силовиков, на позициях начальников среднего звена. Соответственно, на месте канонической ненависти к «федеральному правительству» у этой субгруппы русского среднего класса — умеренно-левый консерватизм.
3.8 Новые граждане России
Присоединение Крыма, очевидно, подарит Владимиру Путину несколько миллионов избирателей, чья лояльность не является предметом дискуссии. Надежды на повышение уровня жизни могут оправдаться в большей или меньшей степени, однако, сам факт восстановления справедливости, на которую уже почти никто не рассчитывал, должен обеспечить главе государство то качество поддержки, которое не корреллирует с размером пенсий и объемом дотаций. Помимо широких социально-экономических возможностей Путин подарил крымчанам новую осмысленность жизни. На место прозябания в границах враждебного и чужого государства пришло ощущение принадлежности Родине, пришел тот душевный покой, который в существенной степени обеспечивает достойное социальное самочувствие.
Однако не стоит забывать о том, что эта «новая осмысленность», лежащая в основании роста гражданского самосознания, характеризует не только крымчан, в буквальном смысле вернувшихся домой с территории другого государства, но и все те народы, которые лишь в последние годы смогли ощутить себя полноценными и полноправными гражданами России. Это и жители Северного Кавказа, сделавшие серьезный шаг навстречу российскому государству, в свою очередь пытающемуся загладить боль, причиненную в свое время этим народам. Это и самые различные этнокультурные группы, расселившиеся на территории России (в том числе и легализовавшиеся мигранты, фактически уже переставшие быть таковыми). Те, для кого быть россиянином — реальная возможность расширения границ своего мира. Те, кто готов участвовать в строительстве сильной, и, главное, общей России.
3.9 Военным вернули уважение и достаток
Силовиков и уже — военных — принято считать наиболее дисциплинированным, аккуратным, организованным сегментом электората. В России эта группа избирателей вместе с периферией уже не первое десятилетие составляет около трети от общего числа явившихся на выборы. Здесь небольшая хитрость: к «военному» электорату по традиции относят членов семей военнослужащих, работников предприятий ВПК, военных пенсионеров, сотрудников силовых органов, гражданский персонал, «военизированное казачество» и т.п. В общей сложности это порядка 20 млн. граждан, а средний показатель явки на выборы федерального уровня в России — 60 млн. человек.
Усредненного российского представителя военной среды, вне зависимости от уровня дохода и вовлеченности в коррупцию, всегда отличает чувство личной сопричастности судьбам страны, эмоциональной вовлеченности в политику. Отсюда, представляется вполне закономерным отчаянный накал страстей в схватке за умы и сердца «воинства». Силовики и их периферия — важная часть электората Владимира Путина. При этом, из трех млн человек, несущих службу в армии, полиции и других ведомствах, охраняющих права и обеспечивающих безопасность граждан, определенную настороженность в отношении руководства страны в различные периоды времени проявляли разве что военнослужащие российских Вооруженных Сил. Сегодня это трудно представить, но в начале нулевых за политические симпатии российских офицеров с Владимиром Путиным отчасти конкурировал Владимир Жириновский.
Умиротворение Чечни стало реваншем военного сословия, залечив людям в погонах саднящую рану «Хасавюрта» и надежно закрепило электоральные позиции Владимира Путина в этой среде. Угроза растраты капитала поддержки со стороны части военных, возникла однако в ходе реализации реформ бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. Располагая всей полнотой доверия первого лица, Сердюков активно приступил к реализации программы военной реформы, изначально не пользовавшейся популярностью среди военнослужащих. Масла в огонь подливал жесткий управленческий стиль Сердюкова и слухи о коррупции в его окружении.
По мере роста недовольства военных, эксперты все чаще говорили о том, что при всех успехах работы министра, при всем том, что он действительно, «делает много хорошего» — лучше бы он в самом деле этого не делал. Реформа Сердюкова имела и социологическую проекцию на рейтинг власти вообще, и Владимира Путина — в частности. Как уже отмечалось ранее в докладах Центра политического анализа37, в страте возрастных силовиков преобладали ностальгические воспоминания о Советском Союзе, высказывалось недовольство существующим порядком вещей и направлением развития государственной политики — мнение не характерное для их младших коллег или встречающееся среди них куда реже.
Замена Сердюкова на ментально близкого военным Сергея Шойгу, внешнеполитические успехи России конца 2013 года, Олимпиада и крымская эпопея практически полностью вернули Путину симпатии этой группы. Этому также способствовали кратное увеличение денежного довольствия, существенное повышение пенсий, колоссальные заказы российскому ОПК и окончательное решение вопроса очередей на жилье для военных.
3.10 Пожилые люди чувствуют реальную поддержку
Электоральная катастрофа, с которой в 1996 году столкнулся Борис Ельцин, была обусловлена не только и не столько просевшими социальными обязательствами и общим снижением уровня жизни. Колоссальной потерей стала инфляция социального и символического капиталов советской эпохи. В ранний период президентства Путина пожилые люди, пенсионеры составляли существенную долю нелояльных.
Сегодня активное возвращение советских символов, как то звание героя труда, нормы ГТО или некоторые стилистические заимствования в риторике телеведущих и властных институций, а также, разумеется, все то, что связано с памятью о Великой отечественной войне, позволяет удовлетворить ту потребность в признании, которая зачастую оказывается насущнее социальных требований. Как показал негативный опыт так называемой монетизации льгот, условием массового протеста пожилых граждан, пенсионеров и иных сред социальных гарантий стали не столько материальные издержки при проведении реформы, сколько символический акт государств в отказе гражданам в заслуженных привилегиях, придававший этим группам статус уважаемых членов общества. Путинская современная Россия — не та страна, где не уважают старших.
Не стоит недооценивать и еще один фактор: многие люди среднего возраста, которые 14 лет назад поддерживали Путина, уже успели перейти в следующую возрастную группу. Нет ничего удивительного, что доля пожилых людей, в начале «нулевых» скорее скептически относившихся к Владимиру Путину, последовательно увеличивается в социальной базе Владимира Путина с середины 2000-х.
В доказательство можно привести результаты работы «Избиратели В. Путина на выборах президента 2012 г», проведенной в городе Волжский Волгоградской области38. Результаты исследования позволили выявить основные социально-демографические характеристики избирателей В. Путина. Женщин (63,4%) среди его сторонников больше, чем мужчин (см. выше). Пенсионеры оказались на локальном уровне также наиболее крупной социально-профессиональной категорией граждан, поддерживающей Владимира Путина (29,8%).
3.11 Женщины выбирают «такого как Путин»
Еще на заре прекрасной эпохи стабильности группа «Поющие вместе» исчерпывающе выразила отношение женской аудитории к главе государства в отточенной формулировке «Такого как Путин, чтобы любил/Такого как Путин, чтобы не пил». По данным «Левада-центра» на октябрь 2012 года от 20% до 25% россиянок хотели бы выйти замуж за Владимира Путина39. Но важно даже не это, а то, что на протяжении 15 лет женщины неизменно составляют куда большую часть лояльного власти электората, чем мужчины. Даже развод президента не внес существенных изменений в данное положение дел: факт остается фактом — за Владимира Путина голосует больше женщин, чем мужчин.
В упоминавшемся в первой главе исследовании «Циркон» констатировалось, что уже в 2001–2002 годах среди безусловных сторонников Путина преобладали женщины: их было 58,2 процента против 41,8 процента безусловных сторонников президента среди мужчин. В то же время среди противников Путина преобладали именно мужчины — их было более 64 процентов40.
Причины такого электорального поведения, как видится, лежат в нескольких плоскостях. Во-первых, в том, что касается политики, женщины практичнее мужчин и в меньшей степени склонны ориентироваться на имитационные конфликты идеологического либо морального порядка. Здравый смысл и житейская мудрость — привычная стихия женщин старшего возраста, свободных от сомнительной воинственности сильного пола, зачастую настоянной на рессентименте.
Не стоит сбрасывать со счетов и такой очевидный факт, как общая «положительность» имиджа президента. Владимир Путин весьма отличается от многих сограждан мужского пола, страдающих недостатком дисциплины, слабым контролем над собственными эмоциями и здоровьем. Он в глазах женщин уверен в себе, организован и воспринимает работу как самореализацию, а не как бессмысленную рутину, ставящую перед сотрудником лишь одну задачу: как можно искуснее отлынивать и халтурить, активнее имитировать бурную деятельность и вовлеченность в рабочий процесс.
В-третьих, немаловажен образ Путина как консерватора, выступающего в защиту традиционных ценностей, что вызывает одобрение у миллионов бабушек и матерей семейств по всей России.
Если анализировать распределение ответов респондентов нашего социсследования по полу, то чаще всего дают оптимистичные оценки деятельности Путина именно женщины (42%), а не мужчины (37%), притом, что процент тех, чье отношение к Путину не изменилось, примерно соответствует (45% у женщин против 48% у мужчин).
Таблица 17. Распределение ответов респондентов ФОМ на вопрос «Как Вы считаете, за последние два года отношение к политике, которую проводит В. Путин, изменилось ли лично у Вас?»
(по полу респондента)
Для увеличения кликните по иллюстрации
Подобную картину мы видим и при ответе респондентов ФОМ на вопрос об отношении их друзей к Путину. Анализируя оценки респондентов в отношении своих друзей к политике Владимира Путина, можно увидеть, что 34% женщин стали относиться к Путину лучше. Среди мужчин больше критиков президента. Так, среди друзей респондентов 10% мужчин стали относиться к президенту хуже за два прошедших года.
Однако среди коллег респондентов по работе более оптимистичны по отношению к политике Путина мужчины, чем женщины — отмечают, что отношение к этой политике за последние два года изменилось к лучшему 22% мужчин и только 15% женщин. Больше среди мужчин в этой категории опрошенных и критиков Путина — у 6% мужчин отношение к политике Путина изменилось к худшему, у женщин доля критиков Путина среди коллег по работе составляет только 3%.
_________________
29 — Климова С. Отношение к В. Путину: динамика оценок. 14.10.2004 — http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2004/dom0441/domp0441/d044128
30 — Индикаторы. Опрос населения. — http://bd.fom.ru/report/cat/pres/putin_/rating_Putin/dd053001
31 — Опрос «ФОМнибус» 15–16 февраля. 204 населенных пункта, 64 субъекта РФ, 3000 респондентов. — http://bd.fom.ru/pdf/d07ind14.pdf
32 — Еженедельная программа Сергея Корзуна «Без дураков», эфир 22.03.2014 — http://www.echo.msk.ru/programs/korzun/1282876-echo/
33 — Шелин Сергей. Мираж «путинского большинства». Газета.ру — http://www.gazeta.ru/column/shelin/4963633.shtml
34 — См. доклад Дениса Волкова («Левада-центр») «Использование социальных сетей протестующими гражданами и гражданскими активистами. По материалам протестов 2010–13 гг» на конференции «Пути России — 2014».
35 — Зыкова Татьяна. Деньги в запале // «Российская газета», 31.07.2013 — http://www.rg.ru/2013/07/31/krediti-site.html
36 — Более подробно об этой группе молодых карьеристов см. в докладе Центра политического анализа «После эффективных менеджеров» — http://tass-analytics.com/reports/posle-effektivnyh-menedzherov
37 — Например, в докладе «От Олимпиады к Олимпиаде» — http://tass-analytics.com/reports/ot-olimpiady-k-olimpiade
38 — Дьяконова К.С., Лясина И.Ю., Соколов Р.В. Избиратели В. Путина на выборах президента России в 2012 г. (по результатам городского социологического исследования) — http://www.scienceforum.ru/2013/14/361
39 — 20% россиянок хотели бы выйти замуж за Владимира Путина — http://www.levada.ru/05-10-2012/20-rossiyanok-khoteli-vyiti-zamuzh-za-vladimira-putina
40 — Общественная поддержка Путина 2001-2002 гг: характеристика сторонников Президента. — http://www.zircon.ru/upload/iblock/0b8/Obshhestvennaja_podderzhka_Prezidenta_RF-sociologicheskaja_harakteristika_storonnikov_Putina.pdf?sphrase_id=1156