19 августа, вторник

Зиммелевы числа: социологическая нумерология

19 августа 2025 / 17:35
социолог

3 — наименьшее социологическое число. Это краеугольный камень работы Георга Зиммеля «Значение чисел в социальной жизни» (1908).

3 — наименьшее число для социальных структур, поскольку оно делает возможными коалиции 2 против 1, создавая измерение, выходящее за рамки непосредственного противостояния один на один. Оно также создает ощущение группы, поскольку ни один человек не может разрушить группу из трех или более человек, просто ее покинув. Джон Леви Мартин в книге «Социальные структуры» (2009) утверждает, что диады всегда воспринимаются на фоне других возможных отношений. Диадический эскапизм — например, когда влюбленные общаются только друг с другом и игнорируют остальной мир — особенен именно потому, что существует остальной мир, третья сторона, которая создает внешнее против их внутреннего. С социологической точки зрения 2 на самом деле является производным от 3.

Ок. 7–10 — максимальный размер группы для многостороннего разговора. В неформальных ситуациях общения, таких как вечеринка или группа, собравшаяся за обеденным столом, часто ведется один разговор, в котором все участвуют. Когда число участников превышает 7–10, вечеринка распадается на более мелкие группы, ведущие собственные беседы; или же она теряет свой неформальный характер и превращается в структуру с одним говорящим и одной аудиторией (ступица и спицы колеса), например, когда кто-то произносит речь, получает награду или почетный гость монополизирует всеобщее внимание. Числовая зона 7–10 является границей между неформальностью и формальностью, что мы и наблюдаем на микроуровне.

Ок. 30 — предел размера аудитории, при которой оратору комфортно выступать в неформальной, спонтанной речи, и тем, при которой более уместно зачитать официальную, письменную, заранее подготовленную речь. Для менее чем 20–30 человек читать речь кажется искусственным; для более чем 30 человек трудно говорить непринужденно — то, что Дюркгейм называл демоном ораторского вдохновения. Для профессиональных ораторов этот порог выше, но это относится к людям с богатой практикой, поэтому их речь фактически заранее подготовлена. Дикторы, актёры или современные политики, которые звучат непринуждённо перед большой аудиторией, создают на сцене эффект непринуждённости, основанный на серьезной закулисной подготовке.

Ок. 75 — критическое число Старка-Бейнбриджа для имплозии культа. Согласно мнению Родни Старка и Уильяма Симса Бейнбриджа, изложенному в книге «Будущее религии» (1986), религиозный культ с харизматичным лидером во главе может вырасти примерно до 75 человек; но чтобы выйти за рамки этого объема, лидер обязан делегировать вербовку своим последователям и собственной сети. При размере 75 человек лидер задыхается от внимания своих последователей и не может тратить много времени на привлечение новых членов. Культы такого рода распадаются — они разрывают сетевые связи с окружающим обществом, замыкаются в себе и доводят свою идеологию до крайней поляризации между собой и миром. Это организационное самоубийство для общественного движения, поскольку оно больше не может расти, и иногда это буквально приводит к массовому самоубийству.

Соотношение 3-6 к 1 — самое опасное число. Фотографии, видео и рассказы о драках [Р. Коллинз «Насилие. Микросоциологическая теория» (2008) в подавляющем большинстве демонстрируют картину, когда группа из 3–6 человек избивает одну жертву. Это картина беспорядков, избиений полицией, драк банд, издевательств и других видов насилия, применяемого в непосредственной близости. Во время беспорядков может быть множество посторонних, которые стоят рядом, но фактически избиение проводится небольшими группами по 3–6 человек против отдельного человека. 1 на 1 — не очень опасное соотношение; большинство таких столкновений представляют собой противостояние, или, если есть зрители, которые поощряют драку, это обычно ограниченный и связанный правилами «честный бой». Самые жестокие избиения, зверства и убийства, происходят в соотношении 3–6 к 1. 3 на 2 или даже 6 или 8 на 2 — не очень опасные соотношения; У меньшинства здесь есть солидарность, а большинство не может впасть в состояние обезумевшего эмоционального господства, которое люди достигают, имея дело с одной жертвой, значительно превосходя его числом.

[Главное исключение из соотношения 3-6 к 1 – это домашнее насилие, где эмоциональное господство обычно устанавливается взрослым мужчиной, который намного крупнее, сильнее и агрессивнее своих жертв. Опасное соотношение численности сохраняется и при публичном насилии. Причины, по которым домашняя арена имеет иную структуру, требуют дальнейшего анализа.]

Численность групп: (Здесь нас интересует не размер группы, а количество групп, взаимодействующих в поле.)

2 — количество общих врагов или фракций в момент агрессивного противостояния. Независимо от того, сколько существует различных противоборствующих банд, этнических групп, социальных движений или армий, когда дело доходит до реальных боевых действий, структура упрощается до 2 сторон. Война Гоббса всех против всех является чисто мифической; она никогда не наблюдалась в каких-либо серьезных случаях насилия. [Бои с обливанием водой или едой являются исключением, но они несерьезны и носят игровой характер.] Поляризация силового конфликта на две стороны приводит к тому, что во время боя можно распознать только одну линию различия; другие проблемы отбрасываются или отодвигаются на второй план. Это относится и к другим видам интенсивных конфликтов, таким как политические фракции в момент кризиса; таким образом, опытные политики манипулируют коалициями, превращая некоторых своих врагов в союзников, чьи проблемы временно отходят на второй план.

Почему интенсивный конфликт поляризуется до 2, до сих пор не получило хорошего объяснения; но насилие само по себе требует напряжения и внимательности, и соперники, кажется, могут быть слишком дезориентированы, если им приходится уделять внимание более чем одной драке. (см. также 7 главу моей книги о насилии для доказательства ограничения на одну драку за один раз во время конфликтов в барах и развлекательных заведениях.)

От 3 до 6 — закон малых чисел в пространстве долгосрочного интеллектуального внимания. Мои данные о сетях цепей мастер-ученик философов и других интеллектуалов [см. Коллинз Р. «Социология философий», (1998)] показывают, что если в истории есть период, когда производятся новые идеи, то всегда существует от 3 до 6 сетей, связывающих творческих деятелей одного поколения со следующим. Всегда есть по крайней мере две или три главные фигуры одновременно; если доминирует одна сеть, она не будет творческой (потому что творчество отрицает то, что существует, занимая оппозицию в поле). Существует верхний предел в 6 таких сетей. В исключительные периоды, когда одновременно процветает более 6 школ, некоторые из них не могут привлечь новых последователей и вымирают в следующем поколении.

Какая-то версия закона малых чисел, по-видимому, существует и в других областях, таких как искусство, музыка и литература. Но цифры на верхнем пределе могут отличаться. Политика, по-видимому, действует скорее как поле острого конфликта, с тенденцией к поляризации на 2 фракции в момент кризиса; то, что происходит в обычные периоды, все еще нуждается в теоретической работе. В экономических производственных рынках Харрисон Уайт в книге «Рынки из сетей» (2002) утверждает, что ни одна производственная фирма не может создать рынок, не имея по крайней мере одного крупного конкурента, определяющего бизнес, в котором они находятся; он подразумевает, что существует верхний предел в виде убывающего хвоста доли рынка, резко падающего, когда число конкурентов оказывается выше примерно 6 или 8 фирм.

Эти формулировки закона малых чисел (или семейства таких законов) все еще примитивны и должны учитывать временные закономерности. Закон малых чисел Коллинза от 3 до 6 для интеллектуальных сетей касается межпоколенческих сетей, которые воспроизводят себя более 30 лет. Количество конкурентов на рынке экономического производства (например, персональных компьютеров в 1980-х годах) может быть намного больше; нам нужно указать временной период (который может составлять всего несколько лет) и динамику, которая перемещает нас из одного временного фрагмента в другой. Политические партии и общественные движения переживают периоды, когда есть много мелких претендентов; сколько времени требуется, чтобы они сократились до небольшого числа? Дисертация Стефана Клуземанна «После распада государства. Динамика многопартийного конфликта, насилия и военизированной мобилизации» (2010) показывает, как большое количество конкурирующих революционных и военизированных движений в течение 10–15 лет консолидируются в крупные группы, такие как большевики и нацисты, создавая структуру власти с идеально-типичным числом государственной монополии: 1.

Числа в структуре личности:

3 — триадическая структура личности. Джордж Герберт Мид сформулировал это как «Я», «Мне» и «Обобщенный Другой»; Норберт Уайли в «Семиотическом Я» (1994) использует Пирса, чтобы переформулировать триаду как «Я», «Ты», «Мне» и встроить вторую рефлексивную триаду внутрь первичной триады внутреннего диалога. В работе Огдена и Ричардса «Значение смысла» (1923) утверждалось, что любая единица значения должна иметь треугольную структуру знака, означаемого объекта и более широкого контекста дискурса — о чем писали разные мыслители, применяя разные термины. Человеческое «я» рефлексивно, поскольку оно включает в себя социальную точку зрения, собственную точку зрения действия и образ себя извне. Это вновь подчёркивает мысль Зиммеля о том, что 3 — первое социологическое число. Можно утверждать, что диада младенец-мать — это первичная диада; но младенец вырастает в социального субъекта, обладающего сознанием, приобретая трёхлучевую структуру «я».

0 — Как сказал Дюркгейм: «Индивид - это ноль социальной жизни».

Объяснение существования подобных зиммелевских числовых моделей позволит нам глубоко продвинуться в социологической теории.

Источник