3 декабря, вторник

Выборы, показывающие, кто есть кто

14 мая 2014 / 22:14
политолог, кандидат социологических наук

Интернет-выборы в Общественную палату РФ показали несостоятельность целого ряда федеральных общественных структур по работе с реальными сетевыми сообществами.

Интернет-выборы в Общественную палату России через систему «Российская общественная инициатива» (РОИ) выявили ряд очень интересных тенденций, и если говорить предельно откровенно, уже показали несостоятельность целого ряда федеральных общественных структур по работе с реальными сетевыми сообществами.

Так получилось, что активу системных партий, общественных и молодежных движений до сего момента не было никакого смысла работать через РОИ. Имеющиеся у них инициативы они вполне свободно могут предлагать и лоббировать через своих представителей во власти — начиная от депутатов Государственной думы и заканчивая правительством и Администрацией президента. Какой смысл поднимать шум и собирать в интернете по 100 тысяч подписей, когда все можно решить парой-тройкой звонков или встреч со своими выдвиженцами?

Выборы в Общественную палату показали всю ущербность такой тактики.

Многие федеральные организации, в том числе молодёжные, превратились в головастиков с большим аппаратом и бюджетом в столице, с большими возможностями по решению и лоббированию тех или иных решений на федеральном уровне, но с отсутствующими реальными сетевыми структурами в регионах.

Номинально у них есть региональные отделения и десятки тысяч членов организации по всей стране. Однако когда дело касается их реальной мобилизации, такой, например, как на интернет-выборах в Общественную палату, мы наблюдаем отсутствие реального актива в регионах, который мог бы принять участие в выборах.

Такие же проблемы наблюдаются и у разного рода SMM-специалистов, работающих по заказам властных структур. Транслировать сигнал на широкую аудиторию без возможности интерактива, делать репосты и ретвиты — дело нехитрое, а вот побудить человека проголосовать через систему госуслуг — совсем другое дело.

Основная причина провалов у подобного рода людей и структур — отсутствие эмоционального фона, человечности в физическом смысле этого слова в сообщениях и аккаунтах, транслирующих необходимые власти смыслы.

Тактика SMM-специалистов, работающих на радикальных оппозиционеров, совсем другая.

Технологически они поступают правильно, смотрят на несколько шагов вперед, поскольку «прокачивая» свои инициативы через РОИ, они тем самым получают работающую сетевую структуру в масштабах страны, готовую к мобилизации в случае подобного рода голосований.

Один пост в блоге радикала с просьбой поддержать нужных кандидатов приводит к тому, что эти кандидаты становятся лидерами голосования в своих группах, причем их отрыв от преследователей становится крайне существенным.

Голосований, подобных интернет-выборам в Общественную палату, в ближайшее время станет больше, и я не думаю, что власть пойдет по пути прекращения данного эксперимента. Это общемировая практика, и элементы прямой электронной демократии будут входить в нашу жизнь все чаще.

Но ситуация, которая складывается сейчас на интернет-выборах в Общественную палату, показывает, что все эти голосования в одни ворота будет выигрывать вполне определенная группа лиц.

Я далек от мысли о том, чтобы огульно обвинять всех SMM-специалистов, работающих на власть, и обличать их, попутно расхваливая оппозиционеров.

Я выступаю лишь за то, чтобы эта проблема была понята и изучена. Свет в конце туннеля есть. Необходимо просто вновь начать работать с региональным активом провластных общественных и молодежных организаций, вовлекать участников этих движений в социальные сети, активно использовать их потенциал и пассионарность.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также