Если сотрудничество России со странами G77 уже идет полным ходом, к чему его формализовывать, присоединяясь к клубу? Разумеется, это будет лишь политический шаг.
Президент Боливии Эво Моралес пригласил Российскую Федерацию присоединиться к группе семидесяти семи. Уверен, что наблюдатели уже иронизируют по этому поводу, упоминая этот международный клуб, объединяющий, если с Китаем считать, больше половины современного мира. Ведь это резонирующее с G7 надгосударственное сообщество объединяет так называемые развивающиеся страны, страны Третьего мира. А называть Россию в числе именно таковых, сравнивая со странами Азии, Африки и Латинской Америки, стало уже общим местом и для тех, кто не считает Россию большой и авторитетной страной.
Досталось от «демократических журналистов» за высказанное предложение и самому Моралесу. Говорят, что ему лавры покойного команданте Чавеса покоя не дают, вот и делает публичные заявления. Между тем, в заявлении боливийского лидера есть определенная логика. Ведь, в сочетании с Россией и Китаем, G77 В состав которой уже сегодня входят более 130 государств мира, можно назвать аналогом Совета безопасности ООН. Его на саммите в Санта-Крус Эво Моралес призвал ликвидировать, как не выполняющий своей основной функции — служить делу мира.
Идея эта кажется пиаровским ходом только на первый взгляд. Ведь группа семидесяти семи в других межгосударственных органах при ООН действует в интересах своих участников довольно успешно.
Примером может стать продвижение в ООН программы, известной как Алматинская программа действий. Она предусматривает обеспечение усилиями мирового сообщества потребностей стран, не имеющих выхода к морю. Внедрение лояльного для таких стран режима транзитных перевозок станет предметом целой серии консультаций в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в текущем году.
Так стоит ли стесняться того, что экономика России, в отличие от экономик некоторых европейских стран и США развивается, а не стагнирует? Возьмем, допустим, статистический обзор мировой энергетики от ВР, который 16 июня этого года был впервые представлен не в Лондоне, а в Москве. Даже бегло проанализировав этот аналитический документ, можно понять, что потребление углеводородов развитыми экономиками мира все возрастает. «Потребление в развитых экономиках стран Организации экономического сотрудничества и развития росло темпами выше среднего и увеличилось на 1,2 процента исключительно благодаря мощному росту потребления в США», — прямо указывают нам британцы на «самого прожорливого». И этот возросший аппетит США обеспечивают как раз страны развивающиеся.
Размышляя над этим, полностью понимаешь слова Моралеса, обращенные к России: «Мы нуждаемся в интеграции ради освобождения, ради достойного будущего всех народов мира. Это сотрудничество не ради подавления». Многие из G77 годами «подавлялись» США и экономически, а, порой, и силой оружия или маневров с радикальными оппозиционными движениями. Примеров тому десятки.
Понятно, что в полный голос провозгласить: «Хватит кормить США!», — страны кормящие могут только будучи под защитой России, внешнеполитические успехи которой в Сирии и на Украине, сделали ее настоящим альтернативным полюсом международной политики.
Для России это почетно, но выгодно ли? С внешнеполитической точки зрения, вне всякого сомнения, памятуя о том, какой эффект оказывает на западных партнеров «аргумент перекрытой трубы».
С экономической стороны, кажется, тоже. Разумеется, если верить предпринимательскому чутью Миллера, Сечина и Кириенко, провозглашающих совместное участие в добыче углеводородов и развитии энергетической отрасли и в арабских странах, и в Северной Африке, и в Юго-Восточной Азии. Если сложить все подписанные деловые соглашения и контракты трех госкорпораций, можно нарисовать карту экспансии русских. Думаю, где-нибудь в Белом Доме такая карта уже есть.
Если сотрудничество России со странами G77 уже идет полным ходом, к чему его формализовывать, присоединяясь к клубу? Разумеется, это будет лишь политический шаг и, продумывая его с этой точки зрения, стоит обратить внимание на два важных условия. В первую очередь, место России в G77 должно быть закреплено особо. Например, с вхождением нашей страны в этот клуб, русский язык должен быть добавлен к четырем другим официальным языкам общения в рамках клуба. Иные подобные условия, думаю, российские дипломаты вместе с коллегами из стран семидесяти семи, также выработают.
И предугадают реакцию, более серьезную, чем сетевые насмешки.
Геополитические конкуренты России такой геополитический союз не могут оставить без внимания.
Представьте себе, например, как может повлиять на расстановку сил в мире консолидированное признание независимости той или иной территории на фоне готовящегося в Европе «парада суверенитетов».
Иначе подобная сила сможет стать, пожалуй, единственным серьезным контраргументом против присоединения к группе развивающихся. Ведь реакцией на него может стать рост активности «агентов хаоса» по всему миру. С другой стороны, полушутливый слоган «У вас есть нефть? Значит, мы идем к вам!» — и без того стал лейтмотивом международных отношений последнего времени. Так что объединение развивающихся вокруг России и Китая можно назвать шансом для мира, а не поводом для войны.