20 октября, вторник

Туристическое пике

09 декабря 2014 / 17:02
экономический аналитик

В 2014 году в туристической отрасли России началась череда потрясений. Разорились сразу несколько турфирм, среди которых были и хорошо известные.

В 2014 году в туристической отрасли России началась череда потрясений. Разорились сразу несколько турфирм, среди которых были и хорошо известные. И вот на днях опять новый случай — фирма «Южный крест». Десятки тысяч российских граждан, полностью оплатившие свои путёвки, либо подверглись притеснениям со стороны отелей и авиакомпаний, услуги которых оказались неоплаченными, либо не смогли вообще вылететь из России за границу.

Банки стали массово отказываться кредитовать рискованный туристический бизнес, а страховщики стали отказываться гарантировать риски туроператоров.

Тем не менее, следственные органы сомневаются в необходимости возбуждения уголовных дел по фактам банкротств турфирм, кроме «Лабиринта». Как говорят эксперты, главная причина банкротств состоит в низком качестве управления бизнесом турфирм. По их мнению, умышленное разорение с целью похитить деньги клиентов нехарактерно для большинства случаев.

Крупные турфирмы признают, что ожидали подобного развития событий.

Уже несколько лет многие туроператоры терпели убытки, которые с годами накопились и выросли в критическую для них сумму. За последние два года реестр туроператоров уже сократился примерно на 500 компаний.

Похоже на то, что туристический бизнес России слишком оптимистично настроился на 2014 год. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года количество туристов, которые выезжали за рубеж в 2013 году, возросло на 31,6 процента. И, напротив, в первом квартале 2014 года, по данным Ростуризма, число российских туристов, выехавших за рубеж, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года сократилось на 4% и достигло 3,2 миллиона человек. Соответствующее сокращение денежного потока в туристическом бизнесе привело к реализации имевшихся рисков в этом бизнесе. А их оказалось очень много.

Специалисты говорят, что рентабельность турбизнеса крайне маленькая — 2−5%. Крупные компании, по сути, выживают только за счет большого потока клиентов, чтобы получить дисконт (скидки) к их обычным ценам и увеличить свою маржу. Они, например, заказывают чартерный перелет, и только потом ищут покупателей на этот авиарейс. Или, например, выкупают места в отелях «про запас», и лишь только потом начинают продажу туров. Этим и объясняется постоянное наличие «горящих» путевок, когда туры продаются по демпинговым ценам, чтобы просто вернуть затраченные на них деньги.

В 2014 году многие турфирмы уже пострадали и ещё пострадают от завышенных оценок количества туристов из России. Ведь в этом году в стране начался спад потребительского спроса, который выразился также в снижении покупок автомобилей, бытовой техники и т. п.

Отразилось на доходах туристического бизнеса и падение курса рубля по отношению к доллару США и евро, что привело как к росту стоимости туров, так снижению маржи туристического бизнеса.

Погоня за клиентами и конкуренция вынуждала турфирмы демпинговать и, тем самым, снижать свою выручку, что также ухудшало их финансовое положение.

Кроме того, неприятной неожиданностью для турфирм стал фактический запрет в 2014 году «силовикам» со своими семьями проводить отпуска во многих западных странах, что лишило турфирмы части клиентов.

Вместо лицензирования сейчас функционирует система финансовых гарантий, когда туроператоры страхуют свои риски в страховых компаниях, которые возвращают деньги туристам в случае невыполнения обязательств турфирмой. Однако нередко страховщик заключает договоров больше, чем способен оплатить. Это приводит к неспособности страховщика погасить свои гарантии и вообще к разорению самого страховщика.

В большинстве турфирм отсутствуют квалифицированные финансисты и экономисты, поэтому турфирмы в принципе не способны планировать свои денежные потоки.

Все указанные риски сохраняются и по сей день. Это означает, что сегодня многие туристы, вылетающие за рубеж, не могут быть полностью уверены в том, что их отпуск не омрачат проблемы турфирм, которые обязались организовать их высококачественный отдых.

В настоящий момент можно предложить следующее.

Полагаю, что нужно снова ввести в туристическую отрасль обязательное лицензирование фирм, отменённое несколько лет назад.

Усилить государственное вмешательство и проводить политику сокращения ненадёжных и слишком мелких турфирм, аналогичную той, которую проводит Банк России по отношению к банковскому сектору. Для этого периодически проводить аудит туристических фирм.

Создать несколько государственных турагентств (возможно, на базе Сбербанка и ВТБ), что повысит стабильность рынка туристических услуг.

Срочно создать саморегулируемую организацию (СРО) в туристическом бизнесе, которая займётся разработкой и установлением стандартов и правил туристического бизнеса, а также контролем в этой сфере в соответствии с ФЗ-315 от 01.12.2007 года.

Создать (с привлечением сотрудников МИД) государственную службу экстренного реагирования на проблемы туристов за рубежом по вине турфирм.

Рассмотреть возможность создания агентства по страхованию расходов на турпоездки (по примеру Агентства по страхованию вкладов). Впрочем, сегодня создание такого агентства может наткнуться на дефицит средств как у государства, так и у турбизнеса.

Развивать различные формы страхования ответственности турфирм перед туристами.

Обязать авиакомпании, имеющие контракты с разорившейся турфирмой, за свой счёт (бесплатно) возвращать туристов в Россию из-за границы.

Развивать тенденцию самостоятельной организации путешествий, как это в основном принято на Западе.

Развивать отдых в самой России. Для этого необходимо улучшить качество российских курортов, снизить цены на отдых в России (хотя бы на первые несколько лет), обеспечить безопасный отдых приезжающих на российские курорты.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также