27 апреля, суббота

Средства пропаганды в контексте СВО

16 февраля 2024 / 05:29
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Информация на Украине монополизирована. В этой стране сейчас официально запрещено: оправдывать спецоперацию РФ, а также представлять боевые действия как гражданскую войну, прославлять российских военнослужащих, именовать их «вежливыми людьми», называть бойцов ДНР и ЛНР ополченцами и т.д. Украинский телеэфир целиком поставлен под ружье — полностью унифицирован. Так выглядит «демократия»...

Центр политического анализа и социальных исследований продолжает публикацию просветительского курса лекций политолога, доцента Финансового Университета при Правительстве России Павла Данилина.

Курс разработан в рамках реализации проекта «Противодействие деструктивным информационным воздействиям на сознание современной молодежи», признанного победителем конкурса грантов Мэра Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2023 году.

В ходе СВО перед украинскими пропагандистами стояла нетривиальная проблема — как убедить собственное население и сторонних наблюдателей на фоне провалов на фронте в радужных перспективах исхода компании, которую украинские военные очевидно проигрывали.

Целевых аудиторий у украинской пропаганды было несколько:

  • собственное гражданское население,
  • украинская армия,
  • западные эксперты,
  • западные СМИ
  • западные политики,
  • западное общественное мнение,
  • российская оппозиция разного рода.

Для каждой из этих аудиторий были избраны свои способы воздействия. Например, на начальном этапе СВО в качестве основного средства воздействия на собственное население и на российских граждан в качество максимально доступного средства были избраны социальные сети — прежде всего Фейсбук, Инстаграм и Твиттер[1]. Работать с этими социальными сетями украинские политтехнологи и государственные пропагандисты наловчились еще со времени Евромайдана. Более того, украинским властям удалось убедить Фейсбук подготовить и собрать группу модераторов из числа этнических украинцев и навязать правила жесткого модерирования контента для стран с преобладанием русскоязычной аудитории. Жесточайшее модерирование политических блогов, более похожее на цензуру в 2015-2022 годах позволяло частично управлять повесткой в соцсети Марка Цукербергера. В 2016 и 2020 годах украинские программисты и блогеры также участвовали в создании определенных настроений в американских группах в Фейсбуке и Твиттере, а украинские фактчекеры контролировали евразийский сегмент блогосферы и частично СМИ.

Майданные технологии и опыт работы в соцсетях пригодились украинцам и в 2022 году. В соцсетях массово тиражировались фейковые ролики и сообщения о гигантских потерях российской армии, катастрофические прогнозы относительно воздействия санкций на российскую экономику, закрытии границ, слухи о близкой грядущей мобилизации миллионов российских граждан (в это время вопрос о мобилизации в принципе российским руководством не рассматривался, мобилизация будет объявлена лишь полгода спустя). Многие из этих сообщений размещалась в соцсетях в качестве рекламы.

Цель размещения подобных роликов была очевидна — деморализовать и дискредитировать российскую армию, попытаться вызвать панику у российских граждан и принудить их к протесту против властей. Весь этот поток информации, включая, в том числе и непосредственно призывы «убивать больше русских» публиковалась с попустительства менеджмента соцсетей — как местного, украинского, так и западных управленцев. То, что в отношении пророссийских блогеров всегда приводило к запрету на публикацию, украинским блогерам спускалось с рук.

Также массово использовались и классические методы «повышения солидарности» в соцсетях — аватарки с украинскими флагами и «мирными» призывами. Частью для распространения месседжей использовались и фабрики ботов и контент-фермы, которые были созданы на Украине задолго до СВО.

Мощным подспорьем для пропаганды в том же Фейсбуке стало то обстоятельство, что проверкой достоверности или фактчекингом информации в русскоязычном сегменте стал украинский проект Stopfake.org, запущенный еще 2 марта 2014 года, сразу после победы Евромайдана. Этот выбор был не случаен. Политика потворства украинским блогерам на платформе Фейсбук непосредственно связана с деятельностью менеджера по публичной политике компании, выходца из украинской неонацистской партии «Свобода» и активистки Евромайдана Екатерины Крук. Именно она выбрала организации для фактчекинга украинского сегмента Facebook: компании StopFake и VoxCheck. Иными словами — в руках Украины оказалось эксклюзивное право определять, кто говорит правду в рамках российско-украинского конфликта в одной из самых популярных мировых соцсетей. Похожей политики придерживался и Твиттер. Впрочем, уже в начале марта деятельность деструктивных соцсетей на территории России была заблокирована. А затем на нет «внезапно» сошла и пропаганда на Россию через Фейсбук. Мобилизовать эти социальные сети ради пропаганды на территорию России украинцам на полную катушку так и не удалось.

Далеко не везде пропаганда украинцев в соцсетях была успешной. Так, Телеграм не стал играть на одной стороне и на сегодня можно констатировать, что в этом сегменте украинская пропаганда если не потерпела полное поражение, то находится в меньшинстве, тогда как в этой сети наблюдается преобладание пророссийских пользователей и лидеров мнений. Еще в большей мере это касается соцсети Вконтакте. Украинским блогерам было даже запрещено вести странички в этой российской социальной сети.

Традиционные средства массовой информации также оказались в центре внимания украинской пропаганды. Фактически с начала СВО украинские власти ввели жесткую военную цензуру. Стоит отметить, что проблемы с независимыми медиа отмечались на Украине задолго до начала СВО. Еще 3 февраля 2021 года президент Украины Владимир Зеленский привел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о применении санкций в отношении ряда СМИ. Согласно приложению к указу, санкции применили к телерадиокомпании «112 Украина», ее региональным каналам «Новый формат», «Ариадна ТВ», «ТВ Выбор», «Партнер ТВ» и «Лидер ТВ», а также к компании «Новости 24 часа» (телеканал NewsOne) и предприятию «Новые коммуникации» (телеканал ZIK) сроком на пять лет. Персональные санкции также были введены в отношении депутата от «Оппозиционной платформы - За жизнь» Тараса Козака, который через украинский медиахолдинг «Новости» владеет каналами «112 Украина», NewsOne и ZIK.

Но с началом СВО цензура на Украине приобрела просто таки тотальный характер. 15 марта 2022 года Зеленский подписал закон о запрете изготовления и распространения информации, «пропагандирующей» действия России. За оправдание, отрицание или прославление боевых действий РФ назначается уголовная ответственность. После этого на Украине было официально запрещено: оправдывать спецоперацию РФ, а также представлять боевые действия как гражданскую войну; прославлять российских военнослужащих и наёмников, именовать их «вежливыми людьми», называть бойцов ДНР и ЛНР ополченцами и т.д.

Неделей позже украинский телеэфир был целиком поставлен под ружье — полностью унифицирован. 20 марта Зеленский привел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «О реализации единой информационной политики в условиях военного положения». Это решение было обосновано «приоритетным вопросом нацбезопасности», обеспечение которой «осуществляется путем объединения всех общенациональных телеканалов, программное наполнение которых состоит преимущественно из информационных или информационно-аналитических передач, на единой информационной платформе стратегической коммуникации - круглосуточном информационном марафоне «Единые новости #Uаразом». То есть; все каналы вещали один и тот же и, разумеется, исключительно официальный контент Минобороны Украины. От участия в марафоне отказались структуры Петра Порошенко, за это его каналы «Пятый», «Прямой» и «Эспрессо» отключили от эфира.

Но этого показалось мало, и в конце августа Министерство обороны и генеральный штаб Украины ужесточили требования к освещению боевых действий. «Призываем всех воздержаться от домыслов, не давать оценку действиям вооруженных сил Украины и Сил обороны Украины в целом. Напоминаем, что только военное руководство владеет полной информацией о ситуации на передовых позициях, поэтому именно военные могут предоставлять данную информацию», - сообщалось в заявлении генштаба Украины в Фейсбуке. Как заявили в Минобороны Украины, альтернативная трактовка оперативной обстановки на фронте и прогнозы недопустимы. Генштаб также заявил, что сообщать о «боевых действиях, их ходе, последствиях и результате имеют право только украинские войска».

Цензура коснулась и иностранных корреспондентов, работавших на Украине. Так, в августе СБУ лишила аккредитации датскую журналистку Матильду Кример. Ей предъявили обвинение в российской пропаганде. А когда журналистка при помощи датского МИД попыталась добиться справедливости, то ей практически открытым текстом сказали, что ей следует передавать только «правильную», «проверенную» и согласованную с СБУ информацию. Сама она справедливо расценила это, как запрет на профессию.

Впрочем, гонения на журналистов на Украине – норма. Мы привыкли к убийствам украинских представителей цеха, таких как Олесь Бузина или Павел Шеремет. Но убивают и иностранных журналистов. Так, представители СБУ запытали и убили американского журналиста Гонсало Лиру. Стрингер работал в Харькове и придерживался оппозиционных взглядов. В 2022 году его впервые схватили и подвергли заключению нацисты-азовцы. Но из-за шума американской общественности журналиста тогда отпустили. Через год, 5 мая 2023 года, Гонсало Лира вновь был задержан СБУ в Харькове по обвинению в «оправдании российской агрессии». Из застенок СБУ Лира уже не вышел…

В своей официальной пропаганде украинские военные и политики активно используют метод Геббельса – врать по максимуму. Представляемые прессе данные украинского Минобороны — совершенная фантастика, по любым независимым, даже антироссийским, оценкам. Скажем, на середину февраля 2024 года Украина оценивала потери убитыми российской армии в почти 400 тыс. чел., а число подбитых танков — в 6400 ед. Такая оценка, если бы была правдой, означала бы полный разгром всей российской армии. Подобные силы были просто не задействованы в рамках СВО. О собственных потерях украинские военные никогда не сообщают. Иногда, правда, отдельные украинские источники позволяли себе намекать на кратно заниженные цифры потерь. Так, 16 апреля 2023 года министр обороны Украины Алексей Резников заявил в интервью испанской газете La Razon, что общие потери бойцов ВСУ «меньше, чем число погибших от землетрясения в Турции» - то есть меньше 46 тыс. чел.

Помимо цензуры неудобных новостей внутри страны, для властей в Киеве принципиальным и приоритетным направлением стала работа на западную аудиторию через зарубежные СМИ. В апреле 2023 года был опубликован отчет «Информационный фронт Украины», подготовленный по заказу оборонного ведомства Швеции. В нем, помимо прочего, отмечалась роль Зеленского и его жены Елены в выстраивании коммуникации с западным сообществом. Действительно, Зеленский регулярно давал интервью и проводил пресс-конференции с иностранными журналистами, стремясь получить очередной пакет западной помощи — военной или финансовой. Более того, можно сказать, что агитпроп Украины работает на чету Зеленских чуть менее чем полностью, оставляя остальное на откуп сторонним структурам, заинтересованным ведомствам и политикам.

В том, что касается организации персонального пиара, Зеленский добился серьезных успехов. Впрочем, здесь очевидно, свою роль сыграло то, что киевский режим получил «зеленый свет» в западных СМИ. Уже 1 марта 2022 года Зеленский пообщался с журналистами CNN и Reuters. Парой дней позже была проведена большая пресс-конференция Зеленского, в ходе которой он также общался в основном с представителями западных СМИ (оба мероприятия были проведены в специальном бункере, где скрывался украинский президент). Месяцем позже Зеленский отметился уже в интервью «российским журналистам» - правда, специально отобранным. В видеоконференции участвовал Михаил Зыгарь (иноагент), который ведет большую авторскую программу на телеканале ОстВест (вскоре Зыгарь получит большой заказ на издание апологетической книги про Зеленского). Также президенту Украины задали вопросы главный редактор Meduza Иван Колпаков, специальный корреспондент «Коммерсанта» Владимир Соловьев, главный редактор «Дождя» до остановки работы канала Тихон Дзядко (иноагент) и главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов (иноагент).

Всего с начала СВО — если судить по официальному сайту офиса президента Украины — он сам, его супруга, глава офиса Андрей Ермак, советник президента Олег Устенко и советник главы офиса Михаил Подоляк в разных форматах (интервью, пресс-конференция, специальное обращение и так далее) обратились к мировым СМИ более сотни раз. Среди этих СМИ были европейские (британские, немецкие, испанские, чешские, итальянские, голландские, французские, финские и т.д.), американские, японские, южнокорейские, австралийские, сингапурские, африканские и латиноамериканские газеты, журналы, телеканалы, интернет-СМИ, информагентства, радиостанции. Таким образом, частота общения украинского руководства с мировыми СМИ составляла несколько раз в неделю. Здесь следует учитывать, что речь идет не о комментариях, которые те же Ермак и Подоляк раздавали все время на постоянной основе, не всегда публично, а часто «под источником», но о формате полноценного общения или обращения. Надо учитывать и то обстоятельство, что это только те примеры общения, которые полностью удовлетворяли офис украинского президента - работа на износ.

Из наиболее успешных и необычных примеров такого общения стоит отметить интервью Елены Зеленской для журнала «Тайм» (фото жены украинского президента было на обложке журнала с заголовком «Ее война») и интервью Зеленского Давиду Леттерману для его программы «Мой следующий гость не нуждается в представлении». Эта программа выходит на стриминговой платформе Нетфликс с 2018 года. За это время в гостях у Дэвида Леттермана побывали Джордж Клуни, Райан Рейнольдс, Барак Обама, Билли Айлиш и другие знаменитости первой величины. Интервью с Зеленским было записано в октябре, а вышло в декабре 2022 года. Но интереснее антураж — его записали в вестибюле станции метро «Майдан Незалежности» в Киеве. Что-что, а красивую картинку пропагандисты сделать сумели.

Пиарщики Киева также стремились навязать обращение Зеленского любому крупному международному ивенту — кинофестивали, музыкальные премии, церемония «Оскар» - везде и всюду Зеленский должен был напоминать публике запада об Украине. Впрочем, слушать украинского президента на развлекательном мероприятии хотели далеко не все, тем более что многие церемонии изначально позиционировались как неполитические. Скажем, Зеленскому дважды отказали в обращении на церемонии «Оскар», также поступила ФИФА - обращение Зеленского перед финалом Чемпионата мира по футболу там сочли неуместным, и на конкурсе «Евровидение». Последний конкурс славится своей «политкорректностью», почему и отдал по сути внеконкурсную победу украинским исполнителям в 2022 году, а также дисквалифицировал Россию. Отметим тот любопытный факт, что на самой Украине трансляция этого конкурса проходила на канале UA:Культура, в связи с тем, что на телеканале UA:Первый шла трансляция пропагандистского информационного марафона.

Среди западных политиков активно практиковался политический туризм на Украину, особенно в разгар активных информационных кампаний на их родине и в самом Киеве. Западным лидерам и ЛОМам демонстрировали фейковые «зверства российских войск» особенно после постановочной акции в Буче. За первые полтора года с начала СВО (по август 2023 года) Украину посетили главы 46 стран мира, а также лидеры ЕС, НАТО и ООН. Из откровенной экзотики для Украины — ее гостями стали лидеры, например, Гватемалы, Австралии, Люксембурга, Албании, Индонезии, Южной Кореи. Вряд ли они в своей жизни когда-либо вообще собирались на Украину. Также экзотично выглядел визит африканских лидеров на Украину — но тут было объяснение — сперва африканские лидеры прибыли в Москву, а затем в рамках переговоров по волнующей их зерновой сделке они посетили и Киев.

Многие из «туристов» делали это не по одному разу. Рекордсменами являются польские политики — премьер и президент Матеуш Моравецкий и Анджей Дуда за указанный в полтора года период в общей сложности наведались в Киев одиннадцать раз (15 марта 2022, 1 июня 2022 года, 9 сентября 2022, 26 ноября 2022, 24 февраля 2023 и 13 апреля 2022, 22 мая 2022, 23 августа 2022, 11 января 2023 года, 28 июня 2023, 9 июля 2023 года). Следом по числу визитов идут топовые евробюрократы - председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен и председатель Европейского совета Шарль Мишель заглянули к украинскому президенту девять раз на двоих. Британские премьеры Борис Джонсон и Риши Сунак посетили Киев четыре раза - правда, Лиз Трасс за время своего полуторамесячного правления просто не успела залететь на Украину, иначе статистика была еще красочнее. Активно посещали Украину и соседи из Литвы – шесть раз, Словакии и Латвии - по четыре раза, Чехии, Эстонии, Испании, Финляндии и Молдавии - по три раза. Столько же раз отметился на Украине и генсек ООН Антониу Гутерриш.

Но количество не эквивалентно качеству. Конечно, Зеленскому было приятно видеть польских и прибалтийских друзей в гостях, но важнее, разумеется, были визиты евробюрократов, немецких, французских и особенно американских политиков. Они не разочаровали и также побывали на Украине. 20 февраля 2023 года сам президент США Джо Байден посетил Украину. В ходе визита он встретился с Владимиром Зеленским, сообщил о выделении Украине очередного пакета военной помощи на 500 млн долл. и анонсировал новые антироссийские санкции. Всего с 1991 года, когда США признали Украину независимым государством, в эту страну состоялось лишь тринадцать визитов топовых должностных лиц США. И лишь четыре - на уровне президентов (без учета визита Джо Байдена), девять - на уровне вице-президентов. Правда, Байден традиционно неровно дышал к Украине — за время на посту вице-президента он успел побывать лично на Украине аж шесть раз, тогда как бывший президентом Барак Обама вообще на Украину не приезжал ни разу. Но эта любовь Байдена понятна – он имел тесные бизнес связи с киевским режимом. Сын Байдена и вовсе входил в совет директоров компании «Бурисма».

Ответные визиты Зеленский за тот же период совершил в семнадцать стран. Первыми, разумеется, стали США в декабре 2022 года (в начале СВО Зеленский не покидал Украину, если не считать его пребывания в Польше, где он прятался в самые первые дни). Странами, которые посетил Зеленский впоследствии стали: Великобритания, Франция (дважды), Бельгия, Польша (трижды), Финляндия, Нидерланды, Италия, Ватикан, Германия, Франция, Саудовская Аравия, Япония, Молдавия, Болгария, Чехия, Словакия и Турция.

Но не политиками и чиновниками одними - Украина активно задействовала в своей пропаганде, направленной на западную и российскую аудиторию, украинских деятелей культуры и шоу-бизнеса, а также иностранных звезд. Поначалу эта стратегия на первом этапе имела некоторый успех. Такие голливудские знаменитости как Анджелина Джоли, Арнольд Шварценеггер, Мила Кунис (впрочем, актриса имеет украинское происхождение), Бенедикт Камбербетч и другие выразили поддержку Украине. Стоит отметить, однако, что поддержка преимущественно касалась гуманитарных аспектов — звезды выражали сочувствие беженцам и мирным украинцам, но не вооруженным силам Украины, чего киевскому режиму, несомненно, хотелось бы.

Российская оппозиция также стала одним из инструментов (средств) ведения украинской пропаганды. Релоканты и эмигранты из оппозиционеров, которые хотели стать «рукопожатными» на Западе, получать гранты и контракты, должны были заслужить одобрение со стороны Украины. В качестве коммуникационной площадки с уехавшей из России оппозицией украинские пропагандисты использовали, преимущественно видеосервис Ютуб, на котором вещает большинство покинувших Россию политэмигрантов. И сами украинцы не чурались пользоваться Ютубом, стараясь донести до оппозиции свои нарративы, требования, пожелания и установки.

Особенно здесь стоит выделить фигуру Алексея Арестовича (внесен в список террористов и экстремистов), бывшего советника офиса Зеленского. «Успокаивающий» стиль общения Арестовича с аудиторией, твердые заверения о скорейшем переломе в ходе боевых действий («через две-три недели») сыграли ключевую роль в адаптации массового сознания украинцев в начале войны и серьезным образом влияли на российских оппозиционеров. За низкий успокаивающий голос и обнадеживающие формулировки журналисты называют Арестовича «главным психотерапевтом Украины». А фраза «через две-три недели» стала настоящим мемом — Арестович даже появлялся в эфирах в аналогичном мерче.

Арестович обращался далеко не только и не столько к украинской аудитории. Во-первых, его эфиры выходили на русском языке (в отличие от интервью другого советника Зеленского — Михаила Подоляка, который чаще давал интервью на украинском в украинских эфирах) на канале российского политэмигранта, бывшего адвоката Марка Фейгина (иноагент), а затем — на канале Юлии Латыниной (иноагент) и других эмигрантских ресурсах. Во-вторых, Арестович старался аккуратнее иных официальных спикеров украинских властей высказываться о россиянах и российской армии. Очевидным его адресатом была публика с российским гражданством, настроенная антипутински.

Арестович был не единственным спикером, который стремился воздействовать на российскую аудиторию. В эфире оппозиционных ютуберов с самого начала СВО стали появляться многочисленные «военные эксперты», такие как Роман Свитан, Олег Жданов, Александр Коваленко и проч. Обычно это люди с опытом службы в вооруженных силах Украины, прямо или косвенно аффилированные с украинским Минобороны. При этом, в эфирах Юлии Латыниной, телеканала «Дождь» (иноагент), Майкла Наки (иноагент) и иных популярных оппозиционных антироссийских блогеров их именовали просто «военными экспертами» (даже когда «эксперт» начинал комментарий с приветствия «Слава Украине!» прямо в эфире на фоне украинского флага). Естественно, информация, исходившая со стороны этих так называемых экспертов, отражала исключительно официальную точку зрения украинских властей, а все комментирование сводилось к констатации «неизбежной победы Украины».

Фейковые псевдообщественные структуры – вот еще одно средство украинской пропаганды. Отдельно здесь стоит упомянуть такую оппозиционную организацию, как Conflict Intelligence Team, созданную российским оппозиционером Русланом Левиевым (иноагент). Структура позиционируется как независимая аналитическая группа, занимающаяся расследованием по открытым источникам обстоятельств вооружённых конфликтов. Участник другого подобного «расследовательского проекта» (по факту — антироссийской НКО, тесно связанной с американскими спецслужбами) Bellingcat - Арик Толер писал, что CIT «выполнила ряд получивших международное признание расследований о наличии и действиях российских войск в Сирии и Украине — в частности, о гибели российских солдат в этих странах и об использовании Россией в Сирии кассетных боеприпасов». Кроме того, Толер указал на то, что группа сотрудничает с крупными мировыми СМИ, которые публикуют её расследования, в том числе с BBC, Reuters, SkyNews и Spiegel. Переводя на русский — группа российских оппозиционеров действовала непосредственно в качестве инструмента проукраинской пропаганды в интересах западных политических игроков.

Система фейковых НКО широко использовалась Западом во время войны в Сирии (стоит вспомнить «белые каски») — эти структуры распространяли дезинформацию «с места» (как правило, целиком сфабрикованную) о воображаемых зверствах неугодного режима. Они же с радостью продолжили свою деятельность на Украине.

Отдельно среди средств ведения информационной войны следует упомянуть и художественные произведения. Так, в январе 2023 года состоялась премьера фильма «20 дней в Мариуполе» режиссёра Мстислава Чернова, созданного Associated Press и Frontline. Фильм стал номинантом премий «Оскар», BAFTA и Гильдии режиссёров Америки. В целом, картина получила более 20 наград и 40 номинаций по всему миру. Фильм оказался кассовым украинским документальным фильмом в истории. Отдельно интерес к нему подстегивался украинской истерикой на фоне того, что «Оскар» вручили не ему, а датскому фильму про российского оппозиционера Алексея Навального.

В жанре совсем уже художественном украинские пропагандисты выступили немногим позже с фильмом «Буча». Фильм рассказывает странную сказочку о якобы организованном спасении 203 местных жителей Константином Гудаускасом - гражданином Казахстана, который получил политическое убежище на Украине и проживает в Буче. Благодаря своему казахстанскому паспорту он якобы имеет возможность проезжать на территорию, занятую российскими войсками и вывозить мирных жителей. Явно претендующий на то, чтобы стать украинским «списком Шиндлера», фильм особого успеха не имел, но это безусловно, далеко не последний подход пропаганды к снаряду.

С этой же целью использовались и постановочные кадры украинских фотокорреспондентов, и специально приглашенных зарубежных коллег. Речь шла о фоторепортажах сперва из Мариуполя, а затем — из Бучи, Ирпеня и других мест, где якобы имели место те самые «зверства». Фото активно продвигались на зарубежную аудиторию — так, в апреле 2023 года главную награду самой престижной премии для фотожурналистов — World Press Photo — получил Евгений Малолетка — украинский фотограф, работавший в Мариуполе. Правда, позже выяснилось, что его самое известное фото с роженицей из Мариуполя было постановочным, а сама девушка — профессиональной фотомоделью. Что, впрочем, совершенно не помешало ему получать различные профессиональные премии.

Агентство AP получило две Пулитцеровские премии за аналогичные кадры из Мариуполя и Бучи. Эти кадры демонстрировали в ходе специальных фотовыставок с красочными названиями — например, «Завещание Бучи» в Берлине (открылась в августе 2022 года) или «Украина. Трибунал. Распятие» в Нью-Йорке (открылась в конце марта 2023 года). Интересно пори этом то, что ни разу официальные лица ни Украины, ни США не пытались предъявить эти фотографии в качестве доказательств своих обвинений в отношении российских военных.

Большая форма – тоже средство пропаганды. К работе на украинскую пропаганду добровольно подключились и российские политэмигранты - писатели. В конце сентября 2023 года в эмигрантском издательстве Freedom Letters вышла книга писателя и иноагента Дмитрия Быкова «VZ. Портрет на фоне нации», рассказывающая историю Владимира Зеленского. «VZ — главный герой этой книги. Неожиданно для самого себя направивший XXI век по верному пути. Оказавшийся орудием того самого Абсолюта, в существование которого мир уже почти не верил, развращаясь неразличением добра и зла и мифом о всеобщей коррупции. Герой, защитивший нашу человечность», — говорится в официальной аннотации.

С аналогичной книгой, но куда более откровенно пропагандистской, выступил и упоминавшийся Михаил Зыгарь, который в марте 2022 года устроил то самое интервью Зеленского для «российских журналистов». Одно заглавие книги о многом говорит: «Война и наказание: Как Россия уничтожала Украину». Можно ради иллюстрации привести еще и характерную аннотацию от иноагента и нежелательной в РФ «Медузы», которая поучаствовала в издании книги: «В своей новой книге «Война и наказание» Михаил Зыгарь — один из самых важных авторов, пишущих сегодня по-русски, — ищет ответ на главный вопрос современной российской истории: почему мы вообще докатились до 24 февраля? Это книга о том, как Россия на протяжении веков уничтожала Украину. И о людях, благодаря которым она так и не смогла этого сделать. Журнал New Yorker включил «Войну и наказание» в число книг, обязательных к прочтению в 2023 году».

Сам автор высказался не менее красноречиво: «Теперь я уже знаю историю уничтожения украинского языка, знаю, что значительная часть XIX века прошла под знаком полного запрета украинских школ и книгопечатания на украинском языке. Сейчас я уже знаю и про то, как уничтожалась украинская культура в ХХ веке. И сейчас я понимаю, почему многие украинцы считают, что Пушкин, увы, выступил в качестве оружия, которым вытеснялась, подавлялась украинская культура. Русская литература служила оружием деукраинизации, и русский язык — тоже». Вся книга построена либо на откровенной лжи, либо на передергиваниях. Что-что, а украинская пропагандистская тактика, основанная на сплошном вранье – заразна.

Резюмируя, следует сказать, что киевский режим в рамках информационной войны в период СВО использовал практически все доступные средства пропаганды для воздействия на все ключевые целевые аудитории — как на Украине, так и на Западе, а также в России.

PS: Больше информации о средствах пропаганды (звонки террористов и мошенников, сайты, угрозы родным военных и прочее) можно узнать из наших видеолекций.

 

[1] Принадлежит Meta – признанной в России экстремистской организацией.


тэги
читайте также