Не всем может понравиться идея введения праздника. День отца могут посчитать некой «фишкой», с помощью которой поднимается модный вопрос гендерного равенства.
СМИ облетела новость о том, что в России может появиться День отца. Ряд депутатов Госдумы обратились к социальному зампреду правительства страны Ольге Голодец с предложением о введении такого праздника. Законодатели уверены в том, что государство не должно забывать о роли отцовства в воспитании новых поколений. Кроме того, они напоминают, что у нас растет количество семей, где ребенка или нескольких воспитывает отец-одиночка. Депутаты полагают, что отмечать День отца в России можно в третье воскресенье июня. Именно в этот день подобные праздники проходят в других странах мира.
Эта депутатская инициатива заслуживает всяческой похвалы. Но стоит вспомнить, что у нас подобные инициативы уже неоднократно проваливались.
Весной 2008 года я принял участие в разработке законопроекта, посвященного поддержке отцовства в России. По приглашению автора проекта «Папин день» Сергея Крячкова, главы департамента социальной защиты населения города Москвы Владимира Петросяна, депутата Московской городской Думы, председателя комиссии по культуре Евгения Герасимова я выполнял роль научного консультанта. 26 мая на заседании комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям был обсужден вопрос о праздновании «Папиного дня» в городе Москве. Говорили о том, что нужно выдвигать законодательные инициативы, которые бы поддерживали права отцов и поднимали бы их общественный статус. Но инициатива эта откровенно провалилась.
Однако к счастью, через пару лет был подписан закон, согласно которому родитель, который живет с ребенком (а это обычно мать), несет ответственность за то, общается ли ребенок со вторым родителем или не делает этого. До введения этой нормы, даже если было соответствующее решение суда, которое регламентировало, каким образом отец может видеться с ребенком, мать, которая, как правило, жила с ребенком, не несла никакой ответственности, если это право отца нарушалось.
Не только в России, а во многих странах мира отцы нередко считают, что их права ущемлены и считают так не без оснований.
И часто именно поэтому в стране предлагается праздновать День отца. Я надеюсь, что нынешняя инициатива депутатов Госдумы приведет к каким-то реальным последствиям, и мы задумаемся о правах отцов, которые не должны быть ущемлены по отношению к правам матерей. Следует укрепить статус отца в современной культуре, в нашем обществе. Быть отцом должно быть престижно, почетно. Без этого представить себе ответственность роли отца невозможно, ведь нельзя быть ответственным, если к тебе как к отцу не питают всеобщее уважение.
Учреждением нового праздника не отделаешься. Общий законодательный контекст в России устроен так, что в нем ничего не говорится о роли отца, о его статусе, о его обязанностях. Даже если мы возьмем главный закон нашей страны — Конституцию — то там часто употребляются слова «мать», «материнство», «детство» и очень мало говорится об отцовстве. Более того, у нас обычно если говорят о «материнстве», то тут же вспоминают «детство». Даже существует устойчивая идиома «материнство и детство».
Еще один штрих: для помощи детям был введен так называемый материнский капитал, хотя, строго говоря, уже в этом словосочетании есть некоторое противоречие, поскольку целевое назначение этого капитала — помощь детям, и он может быть потрачен на определенные цели ради детей. Но почему мы его привязываем именно к матери? Почему в этом случае мы умалчиваем об отце? Тут же возникают фактические проблемы. Например, когда одна мать воспитывает двух детей (допустим, отец, не дай бог, погиб, оказался в тюрьме и так далее) и она осталась без мужа, мать с легкостью получает материнский капитал. А есть и категория отцов, которые оказываются в ровно такой же ситуации, в одиночку воспитывая детей. В этом случае получить им материнский капитал очень и очень тяжело. В России было множество судебных процессов на эту тему. К примеру, если у отца осталось двое детей, скажем, от двух разных женщин, но он является их опекуном — и такой гражданин не смог получить материнский капитал.
Мы привязываем «детство» к «материнству» в символическом поле. И, тем самым, мы не только отказываем отцу в его правах и обязанностях, но и элиминируем сам статус отца, сам институт отцовства, который сверхважен не только для воспитания будущих поколений, но и для удержания традиций в нашем обществе.
В России традиционно отец является носителем ценностей в лингвистическом поле — отчество у человека дается по батюшке. Отец играет воспитательную роль как минимум не меньшую, чем мать. Даже если вспомнить классиков, Александра Пушкина, вспомнить Петрушу Гринева из «Капитанской дочки». Кто его воспитывал? Кто для него был непререкаемым авторитетом? Естественно, отец. Именно отцу в нашей стране традиционно принадлежала решающая воспитательная роль, которая способствовала социализации ребенка, встраиванию его в контекст общества и ценностей, носителем которых оказывался в последствии ребенок. Но об этом мы сегодня мало задумываемся. Поэтому сам статус отцовства, института отцовства находится в таком загнанном, ущербном положении.
Не всем может понравиться идея введения праздника. Некоторые могут начать говорить о том, что это скорее западная традиция, поскольку там принято отмечать такой день. День отца могут посчитать некой «фишкой», с помощью которой поднимается модный вопрос гендерного равенства. А Запад в этом вопросе ушел далеко — разрешает однополые браки, гипотетически могут сказать противники.
Не стоит рассуждать подобным образом, поскольку проблема отцовства в России действительно стоит остро вне зависимости от последних западных веяний. Более того, нужно разделять эти вещи. Однополые браки — совершенно особая проблема. Кто-то выступает «за», кто-то «против». Можно понять и одних, и вторых. Но. Тем не менее, проблема однополых браков — это, так или иначе, проблема меньшинства. Проблемы же материнства и отцовства, вопрос ролевой дистрибуции между матерью и отцом, проблема прав матери и отца — их нужно решать, потому что этого не делать, это приведет к разрушению института традиционной семьи. У нас, к сожалению, количество разводов, возрастает, и ценность традиционной семьи падает. И нам необходимо сделать так, чтобы как материнство, так и отцовство было почетно не на словах, а было закреплено в правовом поле.