Большинство политнаблюдателей обращают внимание, что партия «Яблоко» не испытала значительных затруднений при заверении региональными избиркомами списков кандидатов для участия в сентябрьских выборах депутатов законодательных органов власти.
Это не очень вписывается в поддерживаемую некоторыми медиа конструкцию, в соответствии с которой необходимые для регистрации подписи оппозиционных партий массово признавались недействительными, при том, что зачастую избиркомы без проблем регистрировали проекты, называемые экспертами технологическими и/или спойлерскими. В первом приближении, следовательно, оснований усматривать «сигнал» федерального центра «безоговорочно пускать „Яблоко“ на выборы в регионах» не усматривается.
Нескрываемая интрига сопровождает указанный процесс в Республике Карелия, где «яблочники» два года назад обеспечили победу Галине Ширшиной в мэрской кампании столичного Петрозаводска и где имеется самая последовательная (в практике голосования) фракция в законодательном собрании. Последнее время именно карельское «Яблоко» выступает главным раздражителем для региональных властей. Губернаторская команда системно готовит представить и Кремлю, и местной публике аргументы в пользу безусловного «торможения» республиканской «яблочной» активности.
Несколько недель назад член федерального политсовета партии «Яблоко» и известный карельский бизнесмен Василий Попов (наряду с псковским депутатов Львом Шлосбергом находящийся по большинству вопросов в определённой оппозиции по отношению к партийному лидеру Сергею Митрохину), объявленный в конце мая в международный розыск по обвинению в мошенничестве, появился в списке разыскиваемых лиц на официальном сайте Интерпола. Долгожданного для региональных властей обновления с фотографией пришлось ждать почти три месяца.
Известно, что господин Попов является фигурантом уголовного дела о мошенничестве. Петрозаводский городской суд избрал политику и бизнесмену меру пресечения в виде заключения под стражу. Как только обвиняемого найдут, он будет отправлен на родину и арестован. По версии следствия, с 2011 по 2014 годы организованная группа из четырех человек приобрела право на недвижимое имущество — здание петрозаводского комбината школьного питания. Кроме того, на льготных условиях был получен земельный участок, занятый комбинатом. Имущество было куплено за 19 миллионов рублей (с учётом обременения в виде долгосрочной аренды), тогда как его рыночная стоимость, по версии следствия, составляет более 30 миллионов рублей.
По словам самого господина Попова, особых проблем он пока не предвидит. «Объявление в розыск — это же формальная процедура. По существу будет разбираться финская полиция», — сказал он. Ранее же он неоднократно заявлял: «После того, как выяснится, что Интерпол принял дело о моём розыске к производству, я сразу обращусь в финскую полицию с информацией о своем местонахождении, чтобы ускорить процедуру принятия решения. Не хочу давать нашим правоохранителям повод для затягивания дела». С марта 2015 года В. Попов постоянно проживает в Финляндии, где учредил небольшую компанию, занимающуюся рекламным бизнесом на российском Северо-Западе.