Основным рынком сбыта товаров для Крыма становится Россия.
Совет Европейского Союза по иностранным делам, в работе которого 23 июня 2014 года примут участие 28 министров иностранных дел стран Европы, рассмотрит вопрос о возможности подписания экономической части соглашения об ассоциации ЕС с Украиной.
Как известно, в ноябре 2013 года начались переговоры между Украиной и ЕС о подписании договора об ассоциации, которые были прерваны волнениями на Майдане и свержением президента Виктора Януковича.
В итоге, политическую часть соглашения ЕС и Украина подписали 21 марта 2014 года. Ключевая экономическая часть документа (Deep and Comprehensive Free Trade Area (DCFTA) — соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли), до сих пор не подписана. Это может быть сделано уже 27 июня 2014 года.
Украине со стороны ЕС предлагаются режим наибольшего благоприятствования во внешнеэкономической деятельности, создание зоны свободной торговли с ЕС и возможность использования преференций программы ENPI (программа добрососедства и партнёрства). Соглашение откроет дополнительные возможности для финансовых вливаний ЕС в экономику Украины в размере до 1,61 миллиардов евро в течение одного только 2014 года взамен на обязательства Киева по проведению структурных экономических реформ.
Соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС предусматривает отмену импортных пошлин Евросоюза для большинства украинских товаров и поэтапное сокращение тарифов на экспорт европейской продукции на Украину. Помимо прочего, стороны обязуются теснее сотрудничать в энергетической отрасли, включая модернизацию украинской инфраструктуры по транзиту энергоносителей.
Однако в соглашении будет учтено то, что Крым уже не является частью Украины.
Аналогично обстоит дело и с визовой политикой Европейского союза относительно жителей Крымского полуострова, у которых при въезде в европейские страны должны быть украинские загранпаспорта.
Помимо этого, ЕС намеревается продолжить углублять и расширять санкции против Крыма, суть которых будет заключаться во введении ограничительных мер в сфере инвестиций.
Таким образом, основным рынком сбыта товаров для Крыма становится Россия.
В рамках соглашения об ассоциации Евросоюз пытается создать такую схему импорта, которая позволит товарам, произведенным в Крыму, подпадать под преференции при торговле с ЕС в тех случаях, когда украинские власти будут готовы их сертифицировать.
Однако Европа пока не рискует откровенно давить на Россию, поскольку наша страна является одним из стратегических партнёров многих европейских стран.
Поэтому Европейский союз предложил провести в начале июля 2014 года трёхстороннюю встречу с РФ и Украиной на уровне министров по вопросам практической реализации соглашения о свободной торговле между Брюсселем и Киевом.
В ходе встречи предлагается обсудить практические вопросы реализации соглашения о свободной торговле, которое входит в экономический блок соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, в контексте его влияния на торговлю между Россией и Украиной. Так что, предлагаемые санкции и ограничения могут быть оспорены российской стороной и потому могут не быть введены на практике.
Однако эти ограничительные меры, если даже они будут введены Европейским Союзом, не смогут спровоцировать кризис производства и экспорта крымских товаров.
Европа и даже Россия не являются единственными покупателями товаров, произведенных в Крыму, который поддерживает внешнеэкономические связи со 111 странами.
В 2013 году объемы экспорта из Крыма составили 904,9 миллионов долларов США, как следует из данных главного управления статистики республики Крым.
За последние годы из Крыма в страны СНГ экспортировано 45% всех товаров, в страны ЕС — 23%. Россия является основным торговым партнёром Крыма и получает 29% экспортных поставок. Главными категориями экспорта в 2013 году оказались продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности (35,2% всех поставок товаров), минеральные продукты (33,5%), механические и электрические машины (13,2%). Стабильно возрастал экспорт товаров в Россию, Казахстан, Китай, Венгрию, Германию и Панаму. По информации Министерства экономического развития и торговли Крыма, в центральноамериканский Белиз в 2013 году было вывезено 23,6% товаров от общей доли экспорта. В 2013 году объём экспорта в страны Азии вырос в 2,7 раза. До недавнего времени крупным импортёром были США.
Основными торговыми партнерами Крыма по результатам первого квартала 2014 г. стали Россия (27,8%), Турция (7,1%), США (5,9%), Китай (5%), Казахстан (4,8%), Панама (4%), Беларусь (3,6%) и Азербайджан (3,4%), следует из данных министерства экономического развития и торговли Крыма. Из европейских стран за тот же период основными рынками сбыта крымской продукции были только Германия (9,9%) и Италия (3,7%).
Эксперты единодушны во мнении, что, учитывая небольшую зависимость от экспорта в Европу, ограничительные меры вряд ли спровоцируют кризис в Крыму.
Проблемы любого, а не только крымского, экспорта в Европу состоят не в фактических запретах, а перенасыщенности европейского рынка сельхозпродукцией. Так, завод шампанских вин «Новый свет» не смог выйти на рынок ЕС даже после смены названия своих вин на «игристые». Но от запрета пострадает производственное объединение «Массандра», которое в 2013 году экспортировало продукцию в 12 стран, в том числе в Бельгию, Голландию, Великобританию, Швейцарию, Германию, Польшу
Фактически проблемы для Крыма уже создала одна только Украина, которая сейчас остановила закупку крымских вин. Более драматичной для крымчан стала потеря украинского рынка, то есть 46 миллионов потенциальных потребителей, считают эксперты. «Весь Крым отправлял примерно 45% алкогольной продукции на Украину, 50% - в Россию и лишь 2−3%
Больше проблем, чем возможные санкции, для крымских предприятий создает переходный период: на Украине от крымской продукции отказываются, а в России еще не готовы ее принимать в достаточных объемах.
Основные проблемы для крымских производителей вина создают трудности переходного периода интеграции в российскую экономику. Российские компании закупали именно тот объем продукции из Крыма, который им был нужен. Теперь России предстоит решить проблему затоваривания Крыма продукцией, от которой отказывается Украина. Санкции Европы не получат серьезного развития еще и по той причине, что в условиях переходного периода часть крымских промышленных предприятий просто не работает. Так, Феодосийская судостроительная компания «Море», специализирующейся на выпуске скоростных кораблей, судов, прогулочных яхт, приостановила сейчас любые поставки в Европу. Впрочем, в связи с проблемами с регистрацией, недействительностью договоров, заключенных через Украину, в Россию поставки тоже не ведутся.
Кроме того, крымским предприятиям надо будет адаптироваться к российскому рынку, перерегистрироваться, включиться в систему ЕГАИС
Многие предприятия испытывают дефицит сырья, поскольку работали только на привозном виноматериале — из Одесской и Николаевской областей. Из крымского винограда производится сейчас лишь около 30% вина, а остальное — из болгарского и румынского.
Ввиду закрытия украинского рынка, очевидно, что невостребованная крымская продукция теперь может отправляться, в основном, в Россию. Например, крымский «Стеклопластик», производящий лодки, катера и конструкции из полимерных композитных материалов, уже не экспортирует товар в Европу, а поставки осуществляются только на российский рынок.
Предлагаемые ограничения на экспорт крымских товаров можно будет со временем обойти и, тем самым, сохранить в неизменности как объёмы экспорта, так и рынки сбыта.
Во-первых, необходимо применять различные схемы реэкспорта, которые в избытке процветают в мировой экономике именно для того, чтобы минимизировать риски и обойти навязчивый контроль государственных органов. В этом случае, крымские товары будут поставляться в страны, не входящие в ЕС, а затем оттуда будут экспортироваться в Европу. Такие схемы применялись ещё со времён второй мировой войны, а последние примеры — тот же реэкспорт Украиной незаконно отобранного российского газа в период правления Ющенко-Тимошенко.
Во-вторых, надо создавать новые экспортные, но теперь уже российские бренды для крымских товаров, под которыми они будут затем экспортироваться. Собственно, история российского несырьевого экспорта на мировые рынки ещё только начинается, и он не всегда идёт гладко. Поэтому было бы правильно периодически выводить на мировые рынки новые бренды уже известной продукции с изменёнными (улучшенными) характеристиками.
В-третьих, надо создавать и развивать новые рынки для крымских товаров. Это могут быть рынки стран Таможенного Союза и Евро-Азиатского Экономического Союза.
В-четвёртых, следует расширять сбыт и потребление крымских товаров в России. И здесь многое зависит от ценовой политики крымских производителей. Например, крымский портвейн в настоящее время не уступает в цене португальским портвейнам, что представляется мне неправильным маркетинговым ходом.
В-пятых, надо расширять протекционистскую политику со стороны России в отношении крымских товаропроизводителей, полностью и оперативно выкупая производимые ими товары, не допуская затоваривания. Следует также увеличивать и привлекать зарубежные инвестиции в экспортные отрасли экономики Крыма.
В-шестых, Россия должна использовать все свои возможности как члена ВТО и стратегического партнёра Европейского Союза для смягчения позиции ЕС в вопросе обязательности украинской сертификации крымских товаров. Полагаю, что для Европы этот вопрос всё же не является принципиальным.
Кроме того, Россия должна более оперативно выдавать экспортные лицензии крымским компаниям. Они сами смогут найти для себя рынки сбыта.