Как должен пройти чемпионат мира, главное итоговое соревнование сезона, по мнению его устроителей, ISU? Разумеется, на нём должны быть показаны самые лучшие результаты, победители – уехать домой с рекордами.
Иначе что это за драматургия? Оценок жалеть не надо. Куда их ещё экономить? Если уж плюсовать, то на +4, +5. Отрываемся по полной. Ещё чуть-чуть – и на море.
А ещё (это я сейчас к танцам перехожу) хочется, чтобы все участники в итоге заняли положенные им места. Кем и как положенные? А вы проведите мысленный эксперимент: представьте, что ЧМ отменили, а места решили определить рейтинговым голосованием судей и функционеров.
Техбригады весь год пугали фигуристов порезанными уровнями исполнения элементов и недокрутами. Запугали. Заставили поверить, что помарок не простят. И готовиться так, чтобы помарок по возможности не было, тоже заставили.
Вот только любая техбригада всегда субъективна. Что одной недокрут, то другой – перекручено. И пересматривать каждое выступление по часу не дадут. В танцах же выставление уровней вообще доходило до абсурда: пока на главных турнирах лучшим парам срезали уровни через элемент, на второсортных состязаниях пары похуже набирали наивысшую базовую сложность. Анекдот.
Разница в оценках танцоров – минимальная. Начни судить строго – выйдет что-то непредсказуемое, русская рулетка. И вероятно никаких личных рекордов. Так что вопрос был только в том, впишутся ли российские фигуристы в эту стройную концепцию, или лучшие места поделят без них. Но ассистент техспециалиста русский попался. А ещё Алла Шеховцова в судейской бригаде. О ней позже и больше.
В общем, техбригада от распределения мест в первой десятке самоустранилась. Оторвала от базы Синициной – Кацалапова полбалла в ритмическом танце (ну традиция такая: обязательно у русских в базе что-то оторвать; благо басня «Кацалапов и твизлы» давно уже в судейских кругах стала легендарной), а распределение мест передала в руки тринадцатиголовой бригады арбитров.
Вы только посмотрите на итоговую таблицу танцоров в Сайтаме. Это же архитектурное сооружение, шедевр проектной мысли и конструкторского искусства. Наверху французы. Кто бы сомневался. За ними – русские. Есть мнение, что и третьими должны были стать русские. Но три европейские пары на пьедестале, две из которых – российские? Нет, третьи – американцы. Читатель ждёт уж рифмы «розы», а наше сооружение – канадского кирпича. Вторая американская пара никак не должна опередить первую канадскую, но должна оказать выше второй канадской.
Итальянцы, думаю, рассчитывали перед чемпионатом на место повыше восьмого, но столько европейцев на пьедестале и около – потеснитесь, итальянцы. За итальянцами третьи пары из Северной Америки всё в той же американо-канадской последовательности. Вот и десятка лучших готова.
Российские танцевальные пары в этом сезоне совершили прорыв. Именно сейчас решалось, кто займёт какое место в очереди за медалями пекинской Олимпиады. Либо Россия снова окажется за Северной Америкой, а значит с уверенностью без олимпийских медалей три года спустя. Либо она пробьёт этот потолок.
России чрезвычайно повезло, что у неё на полном ходу и с лучшими своими программами оказались две совершенно разные пары. И стратегии движения к успеху они выбрали противоположные. Стиль французской пары все ещё диктует моду в танцах. «Не можешь победить - возглавь», решили Синицина с Кацалаповым, адаптировав под себя французскую манеру, добавив к ней нерва, артистичности и драматизма. Более трудную стратегию – всё-таки попробовать победить – выбрали Степанова с Букиным, ударившие своим танцевальным стаккато по легато французов.
После короткой программы американцев опережали обе наши пары. Американцы, правда, исполнили свой ритмический танец не оптимально. Да и отрыв Степановой с Букиным от них был символическим. А перед произвольным танцем из судейской команды выпали украинский судья и Шеховцова. Значение последней трудно переоценить. Алла Викторовна обладает большим авторитетом и способна перед кем угодно отстаивать свою позицию. Для других судей это означает: сильно отклоняться от её оценок опасно для карьеры.
Жребий сыграл против российской пары, и американцы в произвольном танце не ошиблись. Но и для Степановой с Букиным в следующем сезоне открыты все пути и ничего не потеряно. Равно как и Синициной с Кацалаповым нельзя проворонить свою птицу счастья. Обеим парам важно не опустить планку. Обеим парам нужны программы не хуже, чем в этом году. Будет интересно и, надеюсь, радостно, наблюдать за их походом к медалям Пекина. А за ними, глядишь, и молодёжь подтянется. Она у нас неплохая.