Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин продолжает крымский дневник.
Сажусь в симферопольское такси. Таксист слышит русский акцент и спрашивает, откуда я. Отвечаю, что из Москвы.
Совершенно неожиданно таксист говорит: «Спасибо вам, вы ведь спасаете нас».
Я, если честно, не привык к подобному пафосу и в ответ выражаю надежду, что всё будет хорошо. И тут таксиста как будто прорывает: он начинает рассказывать, какие у них сложные были отношения с Украиной, как Киев вынуждал прозябать их на копейки, как центральные украинские СМИ называли их ватниками, москалями, недолюдьми. Как жители Крыма всегда чувствовали себя частью России.
Подъехав к Раде и расплатившись, захожу в магазин.
Продавщицы также замечают мой русский акцент, поят чаем, добрых тридцать минут расспрашивают меня о жизни в России.
Главный вопрос, который их волнует - это Северный Кавказ. В частности, интересовались, не пошлют ли их детей воевать туда. Объяснил им, что на Кавказе сейчас нет войны, что, например, дагестанцев у нас уже давно в армию служить не берут, чем многие из них очень недовольны, и не будут брать служить, скорее всего, и крымских татар. Вообще объяснил им, что у нас армия в основном контрактная, а служить по призыву идут, де факто, практически добровольно. Откровенно не верят. Очень удивило наше законодательство для индивидуальных предпринимателей и частота налоговых проверок. Рассказали, что к ним всевозможные проверяющие приходят по два-три раза в месяц, особенно активизируясь во время избирательных кампаний, вымогают деньги для различных кандидатов. Люди относятся к факту вступления Крыма в состав Российской Федерации как к приятной неизбежности, и сейчас интересуют их в основном чисто практические, бытовые вопросы: как долго будет длиться переходный период, как долго будет в обороте гривна, как дети будут сдавать ЕГЭ и прочее.
Подобные разговоры я слышу на каждом шагу.
Люди знают, что уровень зарплат и пенсий в России существенно выше, что, естественно, очень их привлекает. Единственное, что серьезно беспокоит всех, так это вопрос с организацией таможенного контроля. Сейчас в Крым стало практически невозможно приехать. Журналиста «Коммерсанта» Илью Барабанова сняли с железнодорожного рейса в Симферополь, заставив провести ночь в Брянске, а депортация из Украины групп российских телевизионщиков заставляет подозревать украинские власти в намеренной организации блокады полуострова. Это не может не беспокоить крымчан, и, надеюсь, что сразу после референдума этот вопрос будет решен.
(Продолжение следует)