28 марта, суббота

Русская Арктика — крепость и кладовая

11 ноября 2015 / 13:35
военный обозреватель ТАСС

Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин объясняет нам и некоторым профессорам Высшей Школы Экономики зачем России Арктика.

Министр обороны России Сергей Шойгу заявил на недавнем заседании Русского географического общества, которое он возглавляет, что энтузиасты РГО вывезли с арктических островов и утилизировали 5 тысяч ржавых бочек, а на очистку Арктики от металлолома советских времен уже потрачено 700 миллионов рублей (примерно 12 миллионов долларов по нынешнему курсу). А всего за последние годы проведено очень много мероприятий по экологической очистке территории воинских частей, заброшенных гарнизонов, военных полигонов Арктической зоны, которые не проводились с момента распада Советского союза, где загрязнено порядка 446 га земли и накопилось свыше 65 тысяч тонн металлолома. Только в 2015 году было очищено от загрязнений 78 га земли, собрано 4,3 тысяч тонн металлолома (135 процентов от годового плана), вывезено 1,8 тысяч тонн и подготовлено для вывоза в 2016 году 2,5 тысяч тонн. И работа эта продолжится.

Кроме того, сообщил глава военного ведомства, минобороны завершает создание военных баз на острове Котельный, что входит в архипелаг Новосибирских островов. Затем такие же базы появятся на острове Врангеля, мысе Шмидта, на Чукотке и Курилах. Ранее стало известно, что российские военные базы будут также созданы на архипелаге Земля Франца-Иосифа (остров Земля Александры), на острове Средний архипелага Северная Земля и на Новой Земле. Базы эти, по словам Шойгу, должны быть оборудованы всем необходимым к 2018 году. А аэродром в якутском Тикси начнет действовать уже к 2017 году. Всего в российской Арктике будет построено и строится 337 объектов военной инфраструктуры. Для обеспечения этих работ в уходящем году морским и воздушным транспортом туда было завезено более 80 тысяч тонн строительных материалов (в 2014 году — 30 тысяч тонн). Основные объекты для несения боевого дежурства и размещения личного состава уже завершены, продолжается обустройство технических позиций, парковых и складских зон.

Что будут представлять собой все эти базы, какая боевая техника и вооружение предполагается разместить на них и зачем они нужны России? Попытаемся ответить на эти вопросы.

На восстановленных аэродромах Тикси и Анадырь, что расположены в зоне вечной мерзлоты, предполагается размесить самолеты фронтовой авиации. В первую очередь истребители-перехватчики Ми-31 и создать условия для временного приземления на них дальних и стратегических бомбардировщиков Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. Аналогичные аэродромы создаются на острове Котельный, на архипелаге Новая Земля (аэродром Рогачево) и на Земле Александры, что входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа. Всего в Арктике у России должно быть модернизировано и воссоздано 9 аэродромов, шесть из них в 2016–2017 году.

Коме авиации на заполярных военных базах будут размещаться комплексы ПРО и ПВО ближнего радиуса действия — пушечный зенитно-ракетный комплекс «Панцирь-С1» и ЗРК «Тор-М2», радиолокационные станции, различные станции связи, многоцелевые гусеничные легко бронированные транспортеры МТ-ЛБ с крупнокалиберными пулеметами на башнях, сочлененные гусеничные бронетранспортеры, бульдозеры и другая инженерная техника для поддержания в рабочем состоянии аэродромных взлетно-посадочных полос, а также оборудование для метео- и гидроисследовательских станций, запасы продовольствия и горюче-смазочных материалов, жилые городки и парки для машин, построенные по принципу «трилистника». Все сделано и делается так, чтобы люди могли работать, контролировать территорию, воздушное пространство вокруг своих баз и Северный морской путь, только изредка выходя наружу, когда над их жильем не бушуют снежные бураны, чтобы принять прилетевший с большой земли самолет или отправить туда на вертолете тяжелобольного. Несложные операции и лечение будут проводить военные врачи, которые есть на каждой базе.

На одной из встреч с журналистами министр обороны России Сергей Шойгу показывал коллегам альбомы с фотографиями «Арктических трилистников», где должны проживать и нести воинскую службу в Крайнем Заполярье наши солдаты и офицеры. Они были похожи на усыпанные огнями в полярной ночи трех-четырехзвездочные отели, поднятые на сваях над белыми снегами. Комнаты в них, столовые, тренажерные залы и бытовые службы по внешнему виду тоже ничем не отличались от тех, в которых привыкли жить при выезде за рубеж наши туристы. Только здесь, в высоких широтах и в районе вечной мерзлоты, людям будет не до отпускных настроений — армейская служба не позволит расслабиться.

Танков, тяжелой артиллерии и боевых бронированных машин в арктических гарнизонах не будет. Они там ни к чему, не приспособлены к передвижению по глубокому снегу, да и наступательных задач для них нет. В случае необходимости на выручку обороняющимся, в основном небольшим, в зависимости от места расположения, — до 200 человек, гарнизонам прилетят десантники. Такие учения и на Земле Франца-Иосифа, на Новой Земле и на Новосибирских островах российские военные уже проводили. С остальными задачами, о которых мы уже упоминали, контингенты заполярных островов должны справляться самостоятельно.

Зачем после стольких лет забвения в российской Арктике воссоздаются армейские гарнизоны? Причин несколько. Во-первых, район Северного Ледовитого океана — кладовая несметных богатств. По заключению ученых, там находится до 30 процентов мировых углеводородных запасов, а еще цветные металлы и редкоземельные элементы. Пока их масштабная добыча и переработка не проводятся, нет необходимых технологий. Но это не значит, что их не надо защищать. Во-вторых, Северный Морской путь самых короткий и самый экономически выгодный маршрут доставки грузов из Азии в Европу. К примеру, путь из Шанхая в Роттердам через Заполярье составляет три недели. Через Тихий, Индийский и Атлантический океан — пять недель. Поездом, учитывая необходимость «переобувки» вагонов при переходе с российской на европейскую колею, чуть больше двух недель. Но ни один железнодорожный состав не сможет перевезти столько груза, сколько может морской контейнеровоз, что берез на свою палубу до 18 тысяч крупнотоннажных контейнеров.

Всесторонне охранять и обеспечивать этот путь, в том числе и атомными ледоколами, через российские водные акватории в Арктике — большая экономическая выгода для Москвы. Примерно такая же, как для Каира, проводка судов через Суэцкий канал.

И еще, что крайне важно для России, — необходимость обеспечить безопасность своей территории со стороны арктической шапки Земли. Подо льдами Северного полюса могут ходить и ходят американские атомные подводные лодки со стратегическими и крылатыми ракетами на борту. Единственная возможность для «Томагавков» достать российские ракетные шахты в Сибири только из Арктики. Естественно, российские военные будут делать и делают все необходимое, чтобы не представить США такой возможности. Системы ПРО и ПВО, истребители-перехватчики на арктических островах, постоянное патрулирование российскими многоцелевыми АПЛ океанских просторов под ледяной шапкой Земли служат именно этой цели. В том числе наши военные делают все необходимое, чтобы не допустить в российские территориальные воды американские и натовские эсминцы с системой ПРО Aegis и противоракетами SM-3 на борту. Для российских систем стратегического ядерного сдерживания, как и для подобных систем США, путь через Северный полюс самый короткий, надежный и эффективный.

Станет ли Арктика новым полем жестокого противостояния между Россией США и НАТО? Вряд ли. Обе стороны прекрасно осознают силу своего визави и рисковать не станут. Тем не менее, национальные интересы России, как и квартиры каждого из нас, должны быть надежно защищены. А по поводу арктических богатств на шельфах и под льдами придется договариваться. В рамках ООН и его комитетов. Пока таких договоренностей нет, российские экономические интересы в Заполярье охраняют ее армия и флот.

Мнение автора не всегда совпадает с официальной позицией агентства ТАСС.


тэги
читайте также