Член Общественной палаты Москвы Михаил Москвин-Тарханов о том, почему президент США Барак Обама назвал Россию великой военной державой.
Президент РФ Владимир Путин и избранный президент США Дональд Трамп недавно подтвердили в качестве приоритетов своей внешней политики национальные интересы этих стран и выразили готовность к диалогу друг с другом в движении к обеспечению этих интересов.
При этом было сказано, что интересы других государств также будут учитываться, насколько это возможно. При таких установках лидеров наличие противоречий приводит порой к войне, а вот совпадение интересов — к возможному союзу, даже вопреки мнению и за счет интересов других государств. Уинстон Черчилль говорил с мужественной прямотой, что «великие державы всегда договорятся за счет малых стран». В этом ключе и надо трезво, без идеологии, посмотреть на стратегические ресурсы, взаимные противоречия и национальные интересы России и США отдельно от иных внешних факторов.
Во-первых, США — великая талассократия, «владычица морей», океанский флот США сильнее всех флотов мира вместе взятых, военные базы США расположены повсеместно, «глазами» его являются комические группировки, его поддерживают силы береговой обороны, морская авиация наземного базирования, силы ПВО, а также с ним вместе действуют флоты союзных стран. Все это делает океанское могущество США несокрушимым. Никаких возможностей конкурировать с США в открытом море у России нет, и не будет, и нет никакой необходимости к этому стремиться. Россия в мировом океане не угрожает интересам США, ни сегодня, ни в будущем.
Во-вторых, российская экономика сегодня по показателю валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) уступает США примерно в 5 раз (по данным Всемирного банка от 1 июля ВВП по ППС США за 2015 год равен 17 947 млрд $, России — 3 580 млрд $ (для сравнения Германия — 3 848, Великобритания -2 692)). При этом внешнеторговый оборот России составил в 2015 году 525 млрд $ (экспорт — 343, импорт — 182, положительное сальдо 161 млрд $ (при этом в структуре экспорта около 2\3 составили минеральные продукты, а в структуре импорта около 2/3 — готовая продукция)). На долю торговли c США пришлось 11,5 млрд $ или немногим более 2% от общего товарооборота нашей страны, а в структуре торгового оборота США (экспорт около 1 600 млрд $, импорт порядка 2 400 млрд $, отрицательное сальдо свыше 800 млрд $ в год) Россия вообще незаметна. Россия имеет возможность в ближайшие годы перегнать Германию и догнать Японию, но, в том числе, с учетом того, что население России составляет всего 45% от числа жителей США, а также ряда других факторов, с США нам в обозримой перспективе конкурировать в экономической сфере не доведется, что также очень хорошо. При этом сегодня наш рынок особого интереса для США не представляет, что видно из того, что в составе накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику России на 1 января 2015 года доля США составила около 2,5% (8701 млн $ из 353 444 млн $), при том, что доля стран Европейского союза превысила 80% (правда Китай и Япония инвестировали в России еще меньше США: 0,8% и 0,3% от общего объема соответственно). Некоторый интерес представляет для инвесторов США наш нефтегазовый сектор, но никак не больший, чем нефть Ирака или Кувейта, да и этот интерес в связи с изменениями конъюнктуры рынка сегодня ослабел. Таким образом, Россия не угрожает, и не может угрожать никаким экономическим интересам США в мире, и не представляет для США экономически интересным партнером, мы «близки к нулевой отметке».
Но, почему-то стиснув зубы, уходящий президент Барак Обама называет все-таки Россию «великой военной державой», говорит о необходимости нашего сотрудничества? Этим признанием мы обязаны сухопутным, воздушно-космическим, противовоздушным, противоракетным и иным силам, развернутым преимущественно внутри страны и представляющим вместе с «ядерной триадой» практически несокрушимую оборонительную структуру на случай масштабной агрессии. Разного рода сценарии ограниченной и тотальной ядерной войны рисуют американским и российским стратегам печальные картины от «гарантированного взаимного уничтожения» до, в самом оптимистическом варианте, «неприемлемого ущерба». В трезвой памяти и в здравом уме никто войну с нами не начнет, разве что ненормальный авантюрист может по недомыслию какие-то угрозы безответственным образом для нас создавать с риском внезапного сползания в опаснейший ядерный конфликт в том числе, по техническим причинам.
В то же время военная машина России не может быть использована для решения масштабных задач за пределами нашей страны, наши силы для этого весьма ограничены. И уж тем более наши солдаты или танки не могут угрожать территории США, Канады и Японии, которых стерегут океанские флоты и куда большие, нежели российские, наземные силы США и их союзников. Таким образом, мы представляем собой, образно говоря, мощную крепость, но возможности «вылазки» за пределы которой весьма ограничены для ее гарнизона. Ни опасности, ни привлекательности для США в таком виде Россия не представляет, ведь лев старается не трогать дикобраза.
Однако есть еще один фактор: огромность территории и стратегическое положение России, которая может контролировать с помощью своих вооруженных сил значительную часть Ближнего Востока, всю Среднюю Азию и север Азиатско-Тихоокеанского бассейна, и в этом смысле быть полезной для США в поддержании порядка на подступах к стратегически важным центрам добычи углеводородов, трубопроводам и мировым торговым путям. В этом смысле для США есть польза как от самой России, так и от ее вооруженных сил. И для России есть польза от сотрудничества с США в сфере безопасности по всему периметру и в сопредельных регионах.
Таким образом, не соперничество, а сотрудничество, в первую очередь, в сфере безопасности, поддержания мира и спокойствия, нераспространения ядерного оружия, контроля за неспокойными государствами Азии и борьба с международным терроризмом — вот совпадающая сфера долгосрочных интересов США и России. Если мы будем тесно сотрудничать, мир будет безопаснее, тут наши национальные интересы полностью совпадают. И в этом к нам может присоединиться государство Израиль: давний союзник США, но имеющий тесные связи и «народные корни» в России. Именно сотрудничество наших двух стран может дать гарантии существованию маленькому еврейскому государству в долгосрочной перспективе. А с учетом основных христианских ценностей России и США, именно задача по установлению и сохранению мира в Палестине может быть первостепенной для наших стран.
Все хорошо в теории, как же плохо выходит на практике. Кто виноват? Очевидно, многие руководители европейских союзников США, некоторые международные организации, особенно руководство НАТО и, конечно же, недалекая, идеологизированная космополитичная администрация Барака Обамы, окружение кланов Клинтонов и Бушей, политики, неспособные отделить коренные интересы Штатов от запросов иностранных лоббистов.
Неужели в интересах США были авантюры в Югославии, Афганистане, Иране, Ливии, Египте, Сирии, Тунисе или на Украине? Неужели нефтяные шейхи способны влиять на политику США, как некогда влиял на Великий Рим своими деньгами жалкий нумидийский царек Югурта? Неужели британские, польские, германские, албанские или прибалтийские лоббисты могут вертеть рукоятью военной машины США? Оказывается, иногда могут.
Сегодня многие пишут, что при всем прекраснодушии и всех надеждах, многие почитатели Бориса Ельцина, поддерживая его внешнюю политику, объективно действовали вопреки интересам России. Совершенно аналогично должен отметить, что при всем прекраснодушии почитателей и сторонников мистера Обамы и миссис Клинтон, они объективно действуют вопреки национальным интересам США. Это видно уже по тому, что эта политика испортила отношения с естественным союзником США, с Россией, а ее апологеты своими интригами разрушили мир на Ближнем Востоке и на Украине. Но, Европейский союз, как говорится, и сам наступил на грабли. В Европе начались процессы, которые стали следствием политики расширения ЕС на Восток и привлечением дешевой рабочей силы. Экспансия захлебнулась, и Великобритания, всегда с хорошим нюхом, уже спешит отдалиться от Евросоюза, но все еще подзуживает США в сомнительных интересах НАТО.
А в это время на Ближнем Востоке идет полномасштабная война, угрожающая не только непосредственно воюющим сторонам, но и Израилю, Иордании, Ливану и многим другим соседям. И вместо того, чтобы вместе с Россией быстро хирургически обработать эту рану и ее залечить, уходящая администрация Обамы снова занимается замешанными на крови интригами.
Конечно, США союзников нельзя бросать, но и идти у них на поводу не надо, «всяк сверчок да познает свой шесток». Пора образумить, привести их в чувство. Кажется, этим и предполагает заняться администрации избранного президента Трампа. Будем надеяться, что новая администрация США будет преследовать подлинные интересы США, а не растрачивать силы и средства в угоду союзникам по НАТО и по коалиции, станет хозяином положения, а не будет «работать вышибалой в салуне» по заказу иностранных политиков.