19 марта, вторник

Рейганомика с российским акцентом

06 апреля 2014 / 16:49
экономический аналитик

В этом году все национальные экономические форумы отличает острый характер заявленных тем и дискуссий. На это в немалой степени повлияло введение санкций Запада против России.

В этом году все национальные экономические форумы отличает острый характер заявленных тем и дискуссий, новый качественный подход к решению проблем экономики России. На это в немалой степени повлияло введение санкций Запада против России. Надеюсь, что и Общероссийский экономический форум-2014, открывающийся в Москве в среду, продолжит обсуждение острейших вопросов и проблем современной российской экономики, что привлечет к нему дополнительный интерес как специалистов и аналитиков, так и бизнеса и широкой общественности.

Представительное участие приглашенных руководителей экономики России и министерств (Улюкаев, Силуанов, Слюняев, Мень, Соколов) заранее настраивает слушателей на то, что в ходе форума будут выдвинуты ряд инициатив, которые смогут в значительной степени повлиять на направления развития экономики.

Некоторые темы форума, скорее всего, останутся на уровне констатации существующего положения в экономике. Вместе с тем, хотелось бы услышать обсуждение ряда жизненных для России вопросов, таких, как обновление основных фондов промышленности и её обеспечение современными технологиями.

К сожалению, в числе приглашенных лиц на форум не указаны руководители Банка России и Министерства промышленности и торговли.

Это я считаю существенным изъяном в организации мероприятия. Ведь именно Эльвира Набиуллина и Денис Мантуров могли бы оказаться в центре дискуссии об источниках и параметрах финансирования возрождения как российской промышленности, его модернизации и технологическом перевооружении, так и малого и среднего бизнеса.

Президент Р. Ф. В. Путин сообщил на недавнем Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), что Министерство промышленности и торговли РФ получит свой фонд поддержки промышленности (ФПП) объемом около 30 млрд руб., который может заработать в 2015 году. «Уверен, что за счет модернизации промышленности, строительства новых предприятий, локализации конкурентного производства в России мы сможем, особо подчеркну, не нарушая норм международной торговли, не вводя каких-либо ограничений и барьеров, существенно сократить импорт по многим позициям, вернуть собственный рынок национальным производителям», — заявил глава государства.

Президент дал правительству ряд поручений, призванных стимулировать экономический рост и модернизировать промышленность.

До 1 сентября 2014 года правительство должно сформировать Фонд поддержки промышленности (ФПП), что поможет предприятиям с кредитами, разработать систему льгот для новых компаний и дополнительных налогов на устаревшее оборудование. Предполагается, что фонд поддержки промышленности будет субсидировать процентные ставки по отраслям или предоставлять средства на возвратной основе под пониженный процент.

Ранее Мантуров пояснял, что создание ФПП позволит отечественным предприятиям получать долгосрочные кредиты из расчёта стоимости — уровень инфляции плюс 1%. Предполагается, что это составит максимум 5% годовых. В настоящее время эффективная банковская ставка для российских предприятий превышает 11,5% годовых, в то время как в США она составляет 2,5−3%, в еврозоне — 3−4%, подчеркивал министр промышленности. К финансированию фонда должен подключиться Внешэкономбанк (ВЭБ). Обсуждается возможность выделения средств из Фонда национального благосостояния.

По словам главы Минфина Антона Силуанова, схема работы фонда еще обсуждается и возможно субсидирование процентных ставок по приоритетным отраслям или предоставление на возвратной основе под пониженный процент средств этого фонда. «Мы будем искать ресурсы внутри бюджета за счет перераспределения средств, посмотрим эффективность ранее вложенных средств в ОЭЗ, так как там деньги не используются», — заявил он.

Разумеется, 30 млрд рублей в масштабах России — это относительно немного.

Но в ситуации, когда внешние источники кредитования для России становятся сегодня всё более недоступными, исключительное значение имеет умение найти кредитные ресурсы внутри страны и эффективно ими распорядиться.

Кроме того, президент поручил до 1 сентября упростить процедуры отбора инвестиционных проектов с госгарантиями, к 1 ноября утвердить график создания в 2015—2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий, а к 1 декабря — разработать механизм поддержки предприятий промышленности при их переходе на такие технологии.

Поэтому сегодня возможности достижения успеха российской экономики во многом находятся в компетенции этих уважаемых ведомств — ЦБР и Минпромторга. Чем больше будут согласованы их позиции, тем меньше препятствий будет на пути российских промышленных предприятий. Исходя из степени согласованности позиций, можно будет сформулировать тезисы единой экономической политики России в сфере промышленности (а ее пока нет), которую затем можно было бы представить на утверждение в правительство.

Вместе с тем, полагаю, сам бизнес должен выдвинуть свои инициативы по практическому применению предоставляемых ему преференций. Российскому бизнесу надо научиться лоббировать выгодные условия предоставления ему финансирования. А некоторые параметры и ориентиры становятся очевидны уже сами по себе. Ведь ситуация в России, на мой взгляд, всё больше и больше заставляет нас вспомнить один совсем недавний успешный исторический опыт вывода национальной промышленности из системного кризиса.

Я имею в виду политику так называемой рейганомики (по имени Президента США Рональда Рейгана).

Её реализация была начата в начале 80-х годов ХХ века в условиях стагфляции в США, когда экономический спад и депрессивное состояние экономики США (стагнация и рост безработицы) сопровождались ростом цен (инфляцией). В начале года такую характеристику состояния теперь уже российской экономики дала первый зампред Банк России Ксения Юдаева, что делает тему рейганомики для нас более понятной и близкой.

Рейганомика опиралась на сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов; ограничение роста правительственных расходов; дерегулирование предпринимательской деятельности; проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на подавление инфляции. В числе методов рейганомики было стимулирование замены устаревших основных фондов в США на современные. В частности, для этого были повышены нормы амортизации, что позволило американскому бизнесу в короткие сроки списать стоимость старого оборудования и, тем самым, получить возможность купить новое. В итоге, в США была вскоре создана новая техническая база для экономического роста.

Поэтому следует изменить целевой характер кредитования и финансирования промышленных предприятий. Объектами кредитования должно быть не только текущая деятельность и временный дефицит оборотных средств, но и направления инвестиционного (капитального) характера: техническое перевооружение, модернизация производства.

Следует использовать на пользу промышленных предприятий сложившуюся ситуацию в банковском секторе России, когда в розничном кредитовании резко возросли проблемы в связи с увеличением кредитных рисков и объёмов невозвратов потребительских кредитов. На днях руководители ряда частных кредитных организаций направили главе Центробанка Эльвире Набиуллиной письмо с предупреждением, что значительно сократят розничное кредитование. Так что банкам неизбежно предстоит диверсифицировать свои активы в пользу реального сектора. Поэтому Банку России предстоит определить новые задачи в сфере банковского надзора. Включение ФСФР в состав Банка России может самым благоприятным образом повлиять на формирование и регулирование новых внутренних рынков заимствований, чтобы промышленность получила бы возможность доступа к «длинным деньгам», а население смогло бы вкладывать свои средства непосредственно в реальный сектор.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также