Министерство финансов России 24 июля объявило о планах создания Национального рейтингового агентства (НРА), которое должно начать свою деятельность уже в IV квартале 2015 года.
А 10 августа 2015 года уже сам Владимир Путин на встрече с главой Банка России Эльвирой Набиуллиной обсудил перспективы данного проекта и подчеркнул его важность.
У аналитиков возникает вопрос: чего же пытаются добиться власти созданием НРА? Необходимо рассмотреть экономическую целесообразность и перспективы этой структуры.
Российские власти стали проявлять повышенный интерес к теме рейтингов с весны 2014 года. Тогда международные рейтинговые агентства (Standard&Poor’s, Moody’s, Fitch), синхронно снизили рейтинги РФ на фоне резкого обострения взаимоотношений с Западом. Это вызвало резкую критику чиновников и подтолкнуло РФ к разработке законодательного регулирования рейтинговой сферы деятельности. Говорили даже о возможном расторжении договоров на поддержание суверенных рейтингов РФ с международными агентствами. В итоге, задача развития института рейтинговых агентств в России была включена в «Основные направления развития финансового рынка».
В своём интервью руководитель НРА Е.Трофимова заявила о том, что конкретные направления его деятельности и методика работы пока ещё не обсуждались. Основное пока направление — это финансовый рынок России и последующий выход на пространство Евразийского экономического союза.
Разберем все «за» и «против» идеи создания национального рейтингового агентства России.
Если цель НРА состоит в вытеснении иностранных рейтинговых агентств с российского рынка, то эта задача реализуется и без участия НРА. Те уже сами покидают Россию. Основными причинами этого являются: исчерпание потенциала роста рынка рейтинговых и аналитических услуг (все крупные банки, имеющие выход на международный рынок, уже получили рейтинги); дороговизна услуг (стоимость получения иностранного рейтинга заметно больше, чем у отечественных агентств); скорость предоставления услуг (процесс рейтингования и согласования оценки с головным офисом занимает несколько месяцев, что значительно дольше, чем у отечественных агентств, которым необходим более короткий срок — от двух недель до месяца).
Поэтому российские рейтинговые агентства последние пять лет растут в 1,5–2 раза быстрее иностранных агентств. Доля иностранных РА их по числу рейтингов сократилась на рынке с 66% до 44%, и они утратили доминирующие позиции.
В России уже много лет как существуют отечественные рейтинговые агентства. Однако мало кто сможет легко назвать любые несколько российских как рейтинговых агентств, так и аналитических центров. Более того, с 2011 года российский рынок рейтинговых услуг достиг апогея своего развития и вошел в фазу стагнации по причине сокращения спроса со стороны потребителей, в первую очередь, российских банков.
К числу аргументов за создание НРА можно отнести то обстоятельство, что Россия испытывает жесточайший дефицит качественной аналитики, которая лежит в основе присвоения рейтингов и на которой можно было бы строить масштабную инвестиционную политику. Ведь в настоящее время деятельность всех правительств стран Запада опирается на прямое и постоянное сотрудничество с мощнейшими аналитическими службами и центрами. В России же пока что мало кто прислушивается к мнению экономических аналитиков. Пока что это, в основном, работа энтузиастов. Их исследования и предложения практически никак не применяются. Это особенно стало очевидно после введения западных экономических санкций, когда Россия оказалась не в состоянии спрогнозировать негативные политические и экономические последствия присоединения Крыма, возможность введения западных санкций, их направления, способы и последствия их применения, и, самое главное, разработать и применить эффективные антисанкционные меры.
Скептическое же отношение к идее создания НРА базируется на очевидном понимании того, что потребности экономики России и ее субъектов в рейтинговых услугах крайне низки. Причина — низкая экономическая активность в стране и её слаборазвитый финансовый рынок. В России отсутствует финансовый рынок, хотя бы отчасти сравнимый с полноценными и высокоразвитыми западными и азиатскими финансовыми рынками. А ведь именно финансовые рынки являются главным потребителем информации о рейтингах и любой экономической аналитики. Отсутствие в России цивилизованных инвесторов, а не спекулянтов, как и серьезной инвестиционной политики, неблагоприятный инвестиционный климат, странная деятельность финансового мегарегулятора в лице Банка России препятствуют не только развитию, но и вообще ставят под вопрос само существование рынка рейтинговых услуг.
Собственно, рейтингование возникло в России только благодаря коммерческим банкам, которые развивали систему своих рейтингов для привлечения клиентов. Однако кризис 1998 года показал необоснованность банковских рейтингов, поскольку произошло массовое разорение даже крупнейших банков (СБС-АГРО, Промстройбанк, Мосбизнесбанк, Инкомбанк, ОНЭКСИМ и др.). Сегодня в России сформировалась группа системообразующих и потому надёжных банков, которые не нуждаются в рейтингах для российских клиентов. Остальные же банки могут привлечь интерес неискушенной публики только рекламой и привлекательным ставками по своим депозитам и кредитным продуктам. Однако постоянные отзывы лицензий Банком России только компрометируют любые попытки создания рейтингов в банковой сфере.
Проблема России состоит в деградации экономической мысли и аналитики, отсутствии и игнорировании экономических идей, что можно назвать экономическим нигилизмом. Примером являются деградация идеи аудиторских компаний и системы внутреннего аудита, деятельность которых стала уже ритуальной. Эта деятельность так и не смогла выйти дальше рамок проверки организаций в части правильности ведения бухгалтерского и налогового учёта. Никто уже не придаёт большого значения заключения отечественных аудиторов по банкам и компаниям и не предъявляет им, в отличие от Запада, претензии в случае банкротства их клиентов, потому что все понимают несерьёзность такой деятельности.
Экономике России нужны рейтинги, отражающие экономическое развитие и экономический подъём. А существующие пока текущие или отчётные рейтинги не более важны, чем рейтинги в футболе, на которые мало кто обращает внимание.
Следует также понимать, что крупнейшие российские компании и банки должны иметь международные рейтинги для того, чтобы получать финансирование на Западе. И получать они их будут продолжать именно на Западе. Правда, в настоящее время эти рейтинги крайне низки и близки к преддефолтным. Но всё же никакие российские рейтинги, пусть даже самые высокие, не помогут этим российским компаниям получить финансирование на Западе.
Тем не менее, необходимо развивать рейтинговую деятельность в России, пусть даже она пока не в состоянии существовать без поддержки в лице государства. В сегодняшней ситуации экономического спада перспектив успешного развития у него нет. Но это пока несущественно, ведь репутация всё равно должна будет зарабатываться годами. Хотя уже сейчас очевидно, что НРА ещё долгое время не сможет конкурировать с международными рейтинговыми агентствами. Ведь такая возможная услуга НРА, как присвоение рейтингов западным компаниям по их просьбе, вряд ли когда-то будет востребована.
Полагаю, что в целях завоевания авторитета и высокой репутации НРА необходимо избежать риска политизировать свою деятельность. Например, в ответ на западные санкции, не стоит присваивать низкие рейтинги надежности западным странам, предвещая их скорый и неминуемый экономический крах или делать прогнозы скорого дефолта США, «экономика которых вот-вот рухнет под тяжестью своего суверенного долга».
Вспомним, что аналитический центр при Сбербанке в лице Юлии Цепляевой весной 2014 года был вынужден сделать политически лояльный оптимистичный прогноз о валютном курсе рубля. Тогда Цепляева сказала, что ей жалко тех людей, которые купили доллар по 37 рублей. По сей день общество не перестаёт вспоминать и высмеивать эти слова, а сама Цепляева и её Центр больше не рискуют делать никаких публичных прогнозов.
Предстоит решить проблему сопоставимости российских и международных рейтингов, которая рискует обостриться в максимальной степени. Ведь в практике международных рейтинговых агентств принято пока сильно дисконтировать рейтинги в развивающихся странах (в том числе России) по отношению к развитым даже при сравнимо сильном финансовом положении эмитента. В итоге может сложиться нелепая ситуация, когда западные и общепризнанные рейтинговые агентства будут присваивать преддефолтный рейтинг какой-нибудь нашей компании, а НРА, наоборот, вынуждена будет присваивать рейтинги высокой надёжности той же самой российской компании. Ведь иначе у властей возникнет вопрос: зачем она тогда вообще нужна?
Поэтому можно уверенно предполагать, что успех любого российского рейтингового агентства (как и вообще российского бизнеса) не может быть достигнут без успешного взаимодействия с ведущими западными рейтинговыми компаниями, объяснения на Западе позиций российских рейтинговых агентств и достижения их компромисса с западными агентствами.