23 ноября, суббота

Раковина улитки

27 мая 2024 / 21:19

Как бы ни были глубоки причины упадка Запада, кризис которого во всех смыслах мы сейчас наблюдаем, его финальное состояние можно резюмировать тем, что, взяв за основу культовый образ Ивана Илича, мы могли бы назвать теоремой улитки.

«Если бы улитка, — гласит теорема, — добавляя к своей раковине еще несколько витков, вместо того, чтобы остановиться, продолжала свой рост, то всего лишь один дополнительный виток увеличил бы вес ее домика в 16 раз и улитка оказалась бы неизбежно раздавлена». Именно это происходит с видом, который когда-то назывался homo sapiens, в связи с его техническим развитием и, в целом, гипертрофией правовых, научных и промышленных диспозитивов, характерных для человеческого общества.

Они всегда были необходимы для жизни такого особого млекопитающего, как человек, преждевременное рождение которого предполагает продление младенческого состояния, в котором ребенок не способен обеспечить свое выживание. Но, как это часто бывает, смертельная опасность таится именно в том, что обеспечивает его спасение. Ученые, которые, подобно блестящему голландскому анатому Лодевийку Болку, размышляли над уникальным состоянием человеческого вида, сделали, мягко говоря, пессимистические выводы для будущего цивилизации. С течением временем все большее развитие технологий и социальных структур приводит к серьезному подавлению жизненной силы, что угрожает исчезновением вида. Выход во взрослую стадию фактически все больше откладывается, рост организма все больше замедляется, а продолжительность жизни - и, следовательно, старость - продлевается. «Прогресс этого торможения жизненного процесса, — пишет Болк, — не может превысить определенного предела без того, чтобы жизненная сила, сила сопротивления вредному воздействию окружающей среды, словом, без того, чтобы существование человека не было поставлено под угрозу. Чем дальше человечество продвигается по пути гуманизации, тем ближе оно подходит к той роковой точке, когда прогресс будет означать разрушение. И, конечно, не в природе человека останавливаться, столкнувшись с подобным».

Но именно эту экстремальную ситуацию мы переживаем сегодня. Безграничное умножение технологических устройств, все большее подчинение правовым ограничениям и запретам самого разного рода, а также полная зависимость от законов рынка делают людей все более уязвимыми со стороны факторов, которые полностью находятся вне их контроля. Гюнтер Андерс определил новые отношения, которые возникли в современности между человеком и его орудиями, выражением «Прометеева разница», и говорил о «стыде» перед лицом унизительного превосходства вещей, созданных с помощью технологии, по отношению к которым мы больше не являемся хозяевами. Возможно, что сегодня эта разница в уровнях достигла точки максимального напряжения, и человек стал совершенно неспособен взять на себя управление миром созданных им продуктов.

К подавлению жизненной силы, описанному Болком, добавляется отказ от того самого разума, который мог бы каким-то образом обуздать его негативные последствия. Отказ от этой последней связи с природой, которую философская традиция называла lumen naturae, порождает искусственную глупость, которая делает гипертрофию техники еще более неконтролируемой.

Что произойдет с улиткой, раздавленной под тяжестью собственной раковины? Как выжить под обломками собственного дома? Это вопросы, которые мы не должны перестать задавать себе.

Quodlibet, 23 мая 2024 г.


тэги
читайте также