Для философа Нормана Аджари, специалиста по Францу Фанону, расизм в США - это больше, чем вопрос социальной справедливости. Это вопрос больного национального воображения.
Убийство Джорджа Флойда белым полицейским в Миннеаполисе 25 мая и спровоцированные им беспорядки еще раз доказывают это.
Как вы отнеслись к смерти Джорджа Флойда?
Собираюсь на демонстрацию на улицах Филадельфии, города, где я живу, и который имеет долгую историю радикального активизма чернокожих. В Соединенных Штатах мы наблюдаем провал, провал интеграции чернокожих людей в американскую демократию. Так называемая эпоха восстановления прав после отмены рабства обещала им полноту гражданских прав. Но XIX и ХХ века только предали эти надежды. Конечно, чернокожие больше не являются рабами, но они остаются внизу по показателям в областях здравоохранения, занятости и образования.
Как мы можем понять, ничего не изменилось со времени начала движения Black Lives Matter в 2013 году?
Движение Black Lives Matter началось в Фергюсоне, штат Миссури. Исторически это город с черным большинством, с черным мэром: их голоса имеют значение, поэтому нельзя сказать, что белые не слушают их требований. Мы должны понять, что превосходство белых - это не только вопрос цвета кожи. Речь идет о том, как люди, в том числе чернокожие из среднего класса, отказываются видеть социальное насилие, с которым сталкивается подавляющее большинство чернокожих. Эти люди - заложники американского общества. Фактически, они были первыми жертвами Ковид-19. Но средний класс хочет отмежеваться от них, потому что они создают плохой имидж общества. Это то, что социологи называют "отличием".
Пересекается ли расовый вопрос с классовой борьбой?
Эти два вопроса сосуществуют, не накладываясь друг на друга. Давайте представим, что для самых бедных подготовлена программа поддержки в стиле Берни Сандерса. Несомненно, положение пролетариев, особенно чернокожих и латиноамериканцев, улучшилось бы. Но как насчет полиции? И общества в целом? Помните Ахмода Арбери, застреленного в Джорджии в феврале прошлого года во время пробежки... Проблема не только в социальной справедливости. Это также либидинальный вопрос. Франц Фанон показал это на стыке психоанализа и экзистенциальной философии: общество психически, эмоционально и интеллектуально больно. Видео, на котором Джорджа Флойда душит белый полицейский, является свидетельством этого. Данная конкретная смерть вызвала политическую мобилизацию. В то же время, это является свидетельством об иррациональных, воображаемых, аффективных отношениях, в которые американцы вступают с чернокожими. Общество питает болезненное желание этих образов и историй. Как пишет американский философ Томми Карри, чудовищный, жестокий, сексуальный чернокожий человек - это сосуд фантазий, которые заставляют американское общество "потребить" его смерть. Впечатляющее зрелище пыток чернокожих в Соединенных Штатах отражает амбивалентную традицию, поскольку даже такой известный аболиционист, как Фредерик Дуглас [1817-1895], страницами описывает злодеяния, которые вызывают у читателя дрожь, подобно литературе ужасов.
Повлияют ли эти беспорядки на конкуренцию между Дональдом Трампом и Джо Байденом на следующих президентских выборах?
Трамп выглядит как сильный, харизматичный человек. Разворачивание его сил выглядит впечатляюще, поскольку он возрождает миф о завоевании территории [под лозунгом "Сделать Америку снова великой"]. Он проводит очень хорошую политическую операцию, издеваясь над своим конкурентом "сонный Байден", как он его называет, который на самом деле является весьма ему умеренным оппонентом. Там, где Трамп говорит "открыть огонь", Байден отвечает: стреляйте не в голову, а в ногу. В Соединенных Штатах не имеет значения, выпущена ли пуля из правой или левой винтовки. Вы спросите, кт ответит за то, что полиция убивает? Он же ошеломляющим образом сваливает эти структурные проблемы на демонстрантов!
Может ли вопрос "репараций" - представляемой как компенсация за преследования и лишение собственности, от которых страдают чернокожие - способствовать этим структурным изменениям?
Это необходимо: чернокожие составляют около 13% американского населения, но имеют лишь 2,3% национального богатства. Они владеют менее чем 1% всех сельских земель в США. Но репарации также могут быть ловушкой. Некоторые версии этих "компенсаций" играют на руку консерваторам, говоря: "В течение многих лет чернокожие работали ни за что по всей территории Соединенных Штатов. Мы должны вернуть им зарплату". Эта страховая логика освобождает от политического и морального обязательства отказа от наследия рабства и не изменяет структурно положение чернокожего населения. Понятие репараций должно отойти от этой чистой экономической логики, которая удерживает нацию в плену своей истории. Общество, построенное на обогащении за счет рабов, должно быть исправлено. Поэтому демонстранты правы, оказывая давление на правительство, в том числе и силой, в целях повышения уровня его сознательности.
Что вы думаете о движении, которое растет во Франции?
Американская мечта имеет ударные силы за границей вплоть до Европы - в Амстердаме, Лондоне и, конечно, в Париже. Однако демонстрации против полицейского насилия во Франции проходят уже давно. Сегодня, я полагаю, никто не выходит на улицы специально, чтобы требовать правды и справедливости для Джорджа Флойда. Но, возможно, его пример дает гражданам, которые интересуются этими вопросами, мужество вынести свои требования на общественную арену. Inspiring, "вдохновляющий" пример, как любят говорить американцы.
Philosophie, 4.06.2020