Публицист Дмитрий Коган (Германия) анализирует спортивные и не только результаты гран-при Канады по фигурному катанию.
В Северной Америке спортивные соревнования проводятся не для спортсменов и зрителей вообще, а для своих зрителей и своих спортсменов. С этой точки зрения гран-при Канады удался: в трех видах программы из четырех победили канадские участники.
Среди девушек вне конкуренции была наша Женечка Медведева, чемпионка мира, Европы и России. Наплевав на сценарий организаторов, она отправила свою канадскую конкурентку на второе место. Катается Женя, как хороший артист поёт: сначала пиано (дорожки, вращение), затем — форте (прыжки) и тихая, пронзительная кода под конец. Лучший показатель класса. А ещё не оставляло ощущение, что примерно в этом же стиле и настроении сейчас катала бы программы Юлия Липницкая, если бы ей повезло безболезненно вырасти и остаться у тренера Этери Тутберидзе. Они бы с Женей были сейчас почище Ягудина с Плющенко 15-летней давности.
Другая участница из России, ставшая чемпионкой мира годом ранее Евгении, Елизавета Туктамышева выступлением в Канаде намекнула своим болельщикам: в этом сезоне от неё снова можно ждать больших свершений.
Основные соперницы российских девушек, фигуристки из США, начали сезон неделей ранее на этапе Гран-при США. Если Грейси Голд в сезон по-настоящему вкатиться не успела, то Эшли Вагнер продемонстрировала отличную физическую форму и с умом подобранное платье. Вагнер одели так, что на коньки смотреть было уже невозможно: взгляд не отрывался от той части ног, что гораздо выше коньков. Очень мудрое решение: среди судей обязательно будут мужчины, а то и женщины широкой ориентации.
Там же в США уровень современного российского мужского фигурного катания (прямо скажем — неважный) демонстрировали на пару Сергей Воронов и Максим Ковтун: один «валил» в короткой программе одни элементы, другой — другие. Похоже, выступать им лучше в паре друг с другом: один прыгает четверной каскад, а другой всё остальное. Надо попросить для них терапевтическое исключение.
В Канаде замечательное катание 20-летней давности показывал Александр Петров. Человеку 17 лет, и если он год за годом осилит 20 лет развития фигурного катания, ему станет 37 лет — в таком возрасте уже не выступают. Придётся двигаться опережающими темпами, чтобы успеть, вот только и конкуренты стоять на месте не станут.
Время оказалось неумолимым и безжалостным к выступающей в Канаде российской спортивной паре Юко Кавагути — Александр Смирнов. Основную российскую надежду в парном катании, дуэт Ксении Столбовой — Фёдора Климова время поставила на паузу: Ксения лечится и гран-при пропускает. Наши чемпионы, в отличие от своих «заокеанских партнёров», не сидят на содержимом небольшой аптеки. Потому и устают, и травмируются.
Возвращаться после перерыва всегда тяжело, но всё-таки проще возвращаться в танцы: ни тебе четверных подкруток, ни тебе четверных выбросов. Канадский этап вернул нам олимпийских чемпионов Тессу Вирчу и Скотта Мойра. Их пара — это ядерная канадская боеголовка, списанная по разоружению, но обманным путем не пошедшая под распил, а сохранённая на складе, а сейчас вернувшаяся на боевое дежурство и нацеленная на золото в Южной Корее. Произвольная программа у Вирчу — Мойра пока не прозвучала. Новый нестриженный и располневший Скотт внешне стал похож на Эндрю Поже, на замену которому канадской федерацией, окончательно лишившейся надежд сделать из пары Уивер — Поже мировых и тем более олимпийских чемпионов, он и был призван.
Понравились российские участники этапа танцоры Александра Степанова и Иван Букин. Кататься под музыку — большого ума не надо, кататься в музыку — гораздо сложнее. У Степановой с Букиным это большей частью получалось.
Меньше недели осталось до начала московского этапа гран-при. Уверен, для иностранных участников он окажется более гостеприимным.