Издание «The Nation» занимает в американской политической машине место, предназначенного для сверки позиций различных групп политического истеблишмента друг по отношению к другу.
Издание «The Nation» занимает в американской политической машине место, вакантное в российской политической машине – место профессионального политического журнала, предназначенного для сверки позиций различных групп политического истеблишмента друг по отношению к другу.
Ключевым здесь является не слово «качественный» - качественной прессы в Америке немало – а слово «политический журнал». То есть не общественно-политический, как «The Time» (в России – «Профиль» и «Эксперт»), - но и не узко-отраслевой, как «Foreign Affairs» или «The Hill» (аналог – «Россия в глобальной политике»).
Калибровочное издание практикующих профессионалов политического инжиниринга.
И вот в этом издании появляется статья с заголовком «Смогут ли Китай и Россия выдавить Вашингтон из Евразии?». Издание не интригует читателя и уже в подзаголовке раскрывает содержание: «Там сейчас формируется торговый альянс между Пекином, Москвой и Берлином, - но вы этого не замечаете из-за бравурного тона в Вашингтоне».
В общем, серьезное издание отдает свои страницы большому развернутому материалу – пожалуй, это повод вчитаться. Тем более, что в России стало модным скептически относиться к интересу Китая к союзу с Москвой – называются текущие цифры товарооборота Пекина с Вашингтоном (более 500 млрд. долл) и с Москвой (87 млрд. долл) – из чего делается глубокомысленный вывод, что в такой же пропорции распределяются и стратегические интересы КНР. А уж про стратегический союз с Берлином вовсе никто не вспоминает.
Но китайская цивилизация характерна умением играть вдолгую, думать стратегически – и текст материала в «The Nation» именно об этом.
И еще о том, что капитаны немецкого бизнеса тоже мыслят масштабами поколений.
«Кошмар быстрого старения концепции "Нового американского века": возможность будущего стратегического торгового и альянса Пекин-Москва-Берлин. … Его вероятность серьезно обсуждается на самых высоких уровнях в Пекине и Москве, и с интересом в Берлине, Нью-Дели и Тегеране. Но о нем не говорят внутри окружной дороги Вашингтона (аналог русского выражения «политики внутри Садового кольца» - А.Ш.) или в штаб-квартире НАТО в Брюсселе…. Там звезда шоу сегодня и завтра - новый Усама бен Ладен, халиф Ибрагим, - неуловимый, самозваный обезглавливатель, пророк нового мини-государства и движения, которые….. вызывают истерику в Вашингтоне и других местах…» - так рисуется картина наличного политического ландшафта в статье «The Nation».
Однако такая расфокусировка внешнеполитической стратегии ЕС и США не означает, - пишет «The Nation», - что реальные вызовы просто подождут: «…. тектонические плиты евразийской геополитики не собираются останавливаться только потому, что американские элиты отказываются принимать, что их исторически краткий «однополярный момент» идет на убыль….»
Издание увязывает в общий шаблон подходы США в отношении Германии, Китая и России, что еще больше способствует их объективному сближению: «Подход Вашингтона к обоим кризисам - на Украине и в азиатских водах - можно было бы назвать "разделяй и изолируй"».
О чем конкретно идет речь?
Что видит Пекин: «….Чтобы сохранить за Тихим океаном традиционный статус "американского озера", администрация Обамы вот уже несколько лет совершает "поворот" к Азии, что выражается в беспардонном стравливании китайских и японских национальных интересов…. вокруг конфликтов за энергоресурсы Южно-Китайского моря…»
Что видит Москва: «….Москве представляется, будто Вашингтон и союзники НАТО все больше заинтересованы в навязывании стране нового "железного занавеса" от Прибалтики до Черного моря, а Украина оказалась лишь вершиной айсберга. …это может рассматриваться как попытка изолировать Россию и создать новый барьер в отношениях с Германией. Конечной целью этого был бы раскол Евразии и предотвращение будущих шагов в направлении торговой и коммерческой интеграции при помощи процесса, неподконтрольного Вашингтону».
Что видит Берлин: «В разгар глобальных кризисов, бушующих от Сирии до Украины, геостратегические интересы Берлина постепенно расходятся с интересами Вашингтона. Промышленные круги Германии стремятся к никем не сдерживаемым деловым отношениям с Россией и Китаем. Это может поставить страну на путь к мировому лидерству, не ограниченному рамками ЕС, и в долговременной перспективе - знаменовать собой конец эпохи, на протяжении которой Германия, как бы с ней вежливо ни обращались, была, по сути дела, американским сателлитом…».
Вот диспозиция, изложенная «The Nation» - напоминаю, солидным, авторитетным американским изданием для профессионалов политического инжиниринга. Только законченный параноик может усмотреть в этих наблюдениях «пропаганду Кремля» или «пропаганду Пекина».
Теперь посмотрим, какие практические выводы сделали Пекин, Москва и Берлин из анализа этой диспозиции.
Издание пишет: «Учитывая то, что ВМФ США будет контролировать мировые торговые пути в обозримом будущем, стремительно развиваются планы по созданию новых "шелковых путей" через Евразию. Конечный результат должен стать триумфом интегрированной инфраструктуры - магистрали, высокоскоростные железные дороги, трубопроводы, порты - которая соединит Китай с Западной Европой и Средиземноморьем».
Разумеется, ни в одной из трех столиц не ожидают, что шестой флот США запрет Гибралтар от китайских контейнеровозов, а пятый флот - станет топить китайские танкеры в Персидском заливе. Но ведь достаточно «убедить» Египет (а ресурсы у США для этого есть) ввести санкции против Китая – например, якобы за «преследования мусульман в Уйгурии» - и закрыть китайским товаропотокам путь через Суэц. Или, опираясь на японо-американский договор безопасности, затруднить торговое судоходство в Желтом и Южно-Китайском море под предлогом «обеспечения безопасности Японии». И экономика евроазиатского транзита провалится – на фоне взлетающих до небес перспектив транзита трансатлантического.
Вам кажется это нереальным? Вы просто забыли себя полгода назад – забыли, что таким же нереальным вам казалось исключение России из «большой восьмерки», возвращение технологической блокады русских в духе поправки Джексона-Вэника - да и портреты русского лидера на обложке «Тайм» с ядерными взрывами на стеклах очков.
Пекин, Берлин и Москва, в отличие от Вашингтона, прилежно учатся на уроках разворачивающегося кризиса.
«The Nation» обращает внимание на 400-миллиардный газовый контракт России и Китая, называя его «турбированным (turbocharget – см. оригинал) старегическим альянсом».
Обращает внимание на планы Пекина стать к 2018 главным торговым партнером Германии, обогнав и США, - и, что важнее, Францию.
Обращает внимание на важную деталь недавнего визита канцлера Германии в Пекин – политическое лоббирование и перевод в практическую плоскость прорывного проекта: прямого высокоскоростного железнодорожного сообщения между Берлином и Пекином – понятно, что по территории России и Казахстана, не через Канзас же.
Что же о контригре американцев? Ей тоже уделено место – правда, оценка явно негативна: «….Вашингтон пытается навязать Трансатлантическое партнерство по торговле и инвестициям (TTIP) для Европы и аналогичное Транс-Тихоокеанского партнерства (TTP) на Азии….. Но вот два недвусмысленных факта, пристально подмеченные в Москве, Пекине и Берлине: TTP исключает Китай и TTIP исключает Россию. …. Среди многих государств ЕС (особенно стран Южной Европы) существует значительное сопротивление TTIP, также как и сопротивление TTP - среди государств Азии (особенно Японии и Малайзии). …Очевидно и явно: это едва замаскированные линии фронта будущей торгово-денежной войны…».
В американской политической традиции принято называть сходящие со стапелей новые ударные авианосцы именами ушедших в отставку президентов.
Сегодня интересы Америки защищают «Дуайт Эйзенхауэр», «Теодор Рузвельт», «Авраам Линкольн» и «Джодж Вашингтон». Рядом с ними «Джордж Буш», «Рональд Рейган», «Джеральд Форд»…
Появление в этом строю «Барака Обамы» - как показывает опыт того же Буша, дело ближайшего будущего. Вот только найти ему такое место приписки, откуда он смог бы поддерживать сегодняшнее американское доминирование на торгово-транспортных коридорах «Восток – Запад», будет, похоже, неразрешимой задачей.