4 октября, пятница

Почему нам нужен патриархат

18 апреля 2022 / 22:07
философ

В последние годы был откопан и реанимирован «патриархат» как термин для описания предположительно плохого поведения мужчин.

Теперь он функционирует как глумливое слово, одно из многих, используемых в качестве сокращения для обозначения правильной позиции, которую должны занять прогрессивно настроенные люди во всем мире.

И все же есть некая ирония в том, чтобы приписывать наши социальные проблемы чрезмерному отцовскому авторитету. По данным Бюро переписи населения США, каждый четвертый ребенок живет без отца (биологического, сводного или приемного), что, по мнению Национальной отцовской инициативы, является фактором «почти всех социальных проблем». Отцы, как их изображает культура мейнстрима, с одной стороны колеблются между неумелыми и жалкими, неспособными решать элементарные бытовые задачи, а с другой — жестокими, алкоголиками и хамами, которых охватывает бессильная ярость, кто готов воевать со всей вселенной и причинять умышленный вред женщинам и детям.

Несмотря на заявления об обратном, мы не живем при патриархате. Патриархат требует от мужчин нести ответственность за свои семьи и за общество в целом. Вместо этого мы живем в инфантилизированной культуре, в которой мужчины и женщины больше похожи на брата и сестру, соревнующихся друг с другом в условиях извращенного равенства. Вот два важных текста для понимания этого непростого положения — это книга Александра Мичерлиха 1963 года «Общество без отца» и книга Джульет Флауэр Макканнелл «Режим брата: после патриархата» 1991 года.

По мере того как мужчины и женщины становятся неотличимыми (тенденция, вызванная десегрегацией сфер, основанных на половых различиях на фоне подъема индустриального общества), оба пола в основном выполняют одну и ту же работу, пользуются одними и теми же типами культуры и соревнуются по схожим признакам в сексуальной, военной сфере и других видах физической активности (наиболее очевидно сегодня в зрелище мужчин, соревнующихся - и побеждающих - в женских видах спорта).

Немецкий психолог Мичерлих в свое время заметил, что крах отцовской функции приведет к все более бюрократическому государству-няньке. Он писал: «Структурной характеристикой нашего конкурентного общества является сочетание зависти с аппетитом к зависимости, которое в результате прихода управляемых масс вытеснило старый идеал соперничества с отцом». Последние два года массовой поддержки крайне авторитарных мер во имя безопасности от Covid свидетельствуют о том, что многие предпочли бы, чтобы анонимная технократия указывала им, что делать, а не их старшие родственники, мужчины они или нет.

Французская революция провозгласила свободу, равенство и братство. Но в то время как мы привыкли обсуждать первые два идеала, последнему, братству, уделялось относительно мало внимания. Именно образ брата, а не мечта о равенстве или свободе, в действительности определяет эпоху после революции. Как выразилась Макканнелл, исследователь феминизма, «то, что мы получили вместо патриархата — это Режим Брата».

При Режиме Брата половые различия устраняются, а мужчины и женщины в равной степени ассимилируются мужским идеалом братства. Это дошло до абсурда за 30 лет, прошедших с тех пор, как Макканнелл написала свою книгу. Ожидается, что женщины будут работать, думать, действовать и любить, как мужчины. Между тем братская тенденция «отправлять власть без ответственности» заменила какую бы то ни было отцовскую роль.

Мы живем в эпоху правления брата-гедониста, стремящегося стереть половые различия и, следовательно, женщин. Настоящих отцов и матерей становится меньше. Мужчины и женщины вынуждены конкурировать за рабочие места и сексуальных партнеров все более схожими способами. Половое различие было перекодировано как «идентичность», не связанная не только с биологией, но и с установленными моделями гетеросексуального ухаживания. Я помню, как многие считали, что приложения для знакомств никогда не превратят геев в гетеросексуальных женщин. А вот теперь так.

Жалобы на патриархальных мужчин ироничны, потому что они направлены не на последствия патриархата, а на результаты его отсутствия. Пацан, помешанный на порно молодой человек, который ведет себя хамски и легкомысленно, не фигура отца, а буквально «брат». Чем больше женщины ведут себя как братья, тем более странными становятся наши социальные и сексуальные отношения.

Мужчин больше не поощряют защищать себя, женщин или детей или своих друзей. Если маскулинные авторы предполагают, что мужчины должны взять на себя ответственность, то либеральные критики обзывают их «правыми», если не хуже. Эти нападки следует игнорировать, если мы когда-либо собираемся полностью изменить форму жизни, позволяющую воспевать красоту половых различий и роли отцов и матерей. Мы прославляем образ свободы, который может быть логическим следствием революционных идей равенства, но при этом мы оставили миллионы людей без смысла жизни и позитивных социальных ценностей.

Демонтировав патриархат, мы потеряли некоторые ценные вещи: отца-защитника, ответственного мужчину, патерналистское отношение, проявляющее заботу и сострадание, а не просто ограничивающее свободу. Это привело к горизонтальному, конкурентному обществу, которое очень хорошо подходит для потребительского капитализма, в котором нет власти вне рынка и государства. Те, кто выступает против несправедливости, должны дважды подумать, прежде чем осуждать патриархат.

Compact


тэги
читайте также