Парадокс современной российской медиасферы заключается в следующем: при формальном росте объемов государственной поддержки – что только можно приветствовать! – отечественного анимационного производства, мы наблюдаем проблему с патриотическим контентом для подростков.
С 2004 года стартовала франшиза «Три богатыря». Безусловно, этот мультфильм – значимый вклад в российскую культуру, однако его целевая аудитория дети, а патриотическая повестка вне современного контекста, где-то глубоко в истории, как и «Князь Владимир» (2006), как и «Щитом и мечом» (2015), как и «Сказ о Петре и Февронии» (2017).
Согласно данным Rutube, российская аудитория массово потребляет отечественный контент – «Котенок Котэ», «Синий трактор», «Маша и Медведь». Президентом РФ Владимиром Путиным был инициирован механизм, согласно которому 10% средств от проката зарубежной анимации будут направляться на финансирование российских проектов. Объем производства анимации за последние годы вырос втрое, достигнув в 2024 году 9 722 минут нового контента, а рынок оценивается в 20-22 млрд рублей.
Однако, всему этому производственному оптимизму противостоит смысловой пессимизм в области патриотического контента для подростков. Перед запуском мультсериала «Супергерои.ру» (2023) продюсер Владимир Николаев констатировал, что в России на данный момент практически отсутствует патриотический контент для подростковой аудитории.
Пока западные проекты, вроде «Черного Плаща», «Чипа и Дейла» или «Пингвинов Мадагаскара», миры Marvel и DC, десятилетиями отрабатывают механизмы тонкого влияния, закладывая через увлекательные сюжеты и харизматичных персонажей основы патриотизма и позитивный образ службы государству (включая образ спецслужбиста), российский зритель-подросток оказывается в идеологической пустоте.
Появление мультсериала «Супергерои.ру» (2023) можно рассматривать как попытку заполнить пустоту актуального патриотического контента. В этом патриотически ориентированном мультсериале ключевым антагонистом выступает загадочное космическое существо, стремящееся поработить Землю. Космическое существо – зло вселенского масштаба, задача которого: уничтожить Россию, используя иностранного наемника и иностранных бизнесменов. Россия в логике мультфильма является оплотом мира не только на Земле, но и во всей Вселенной. Злу противостоят дружба, крепкая семья, любовь к Родине, причем не абстрактная, а весьма ясная, включая любовь к животным и российской природе.
Похожий подход используется в мультсериале «Невский» (2024), где совмещаются супергероика и историко-патриотические нарративы. Здесь с главным героем по имени Невский, также сражается космическое зло. Древний монстр из космоса, стремящийся погубить мир, прежде всего Россию. Идеологически «Невский» подчеркивает преемственность героических защитников отечества, что сближает повествование с «Тремя богатырями»; тем не менее, в случае «Невского» речь идет о современном мире, современной России. Если на сталинских плакатах времен Великой отечественной войны можно было обнаружить, что за спинами русского солдата стоит традиция в лице Кутузова, Суворова и Невского, то сегодня в современной мультипликации для детей и подростков создатели говорят на современном языке, делают из Невского супергероя. Я считаю, что такой подход адекватен нынешним реалиям информационных войн и битвы за умы молодого поколения. Однако проблема не снимается. Патриотических мультфильмов крайне мало. Мало того, подростка не обманешь примитивной агиткой, ценности должны быть органично вплетены в нарратив, а не приклеены к нему как ярлык.
Что же делать? По моему мнению, из 9 722 минут нового контента 40% (приблизительно 3 889 минут), а лучше 50% (приблизительно 4 861 минут) должны идти на патриотическую анимацию, что по трататам составит приблизительно от 8,4 млрд до 10,5 млрд рублей. Большие деньги? Безусловно. Но цель важнее средств.