Публицист Антон Котенёв — о том, почему фигурант дела о гонке на Gelandewagen, вновь пойманный за нарушение ПДД, должен сидеть в тюрьме.
Говорят, инстинкт толпы — это не очень хорошо. Вроде как, если большое число людей настойчиво требует кого-нибудь наказать, это звучит как «Распни! Распни его!». Наверное, в некоторых ситуациях это действительно так и «крайним» может оказаться кто угодно: инородец, политический оппонент, просто какой-то случайный персонаж, не вызывающий тёплых чувств.
Но есть и такие сюжеты, в которых ярость и негодование практически всего общества кажутся совершенно оправданными.
Кто упрекнёт требующих уголовного наказания для хабаровских живодёрок?
Кому придёт в голову защищать мажоров в роскошных автомобилях, которые не просто систематически нарушают ПДД, подвергая опасности жизни окружающих, но и бахвалятся этим?
К сожалению, как раз в этих случаях полиция далеко не всегда с народом. Достаточно напомнить, что лихачи, устроившие в мае гонки на «гелендвагене», оскорблявшие правоохранителей и нарушившие все возможные правила, отделались лёгким испугом.
Хотя какой там испуг? Они уже после поимки вели трансляцию в Periscope и хохотали: «Что же нам грозит? Срок! Огромный срок! А-ха-ха! Конечно, нет!» Ещё сетовали, что не удалось «договориться за бабки».
300 часов обязательных работ для сына вице-президента «ЛУКойла»? Интересно, он мёл улицы, разгружал ящики, подрезал липы? Или всё-таки у папы обязательные часы отработал?
Симптоматично, что один из участников майской гонки на «гелендвагене», в тот раз полностью оправданный судом, прямо сейчас был пойман снова: ехал по разделительной полосе без прав.
А что ему ещё делать? Может, служить в армии или учиться в университете? Маджидов ехал без прав, потому что мог. Потому что ему суд разрешил, разрешило государство, разрешило общество. А что тут такого? Подумаешь, мальчишки дурачатся…
Говорят, Маджидов сам не принадлежит к мажорам, просто прибился к «блестящим молодым людям», такой мальчик на подхвате. Они всегда нужны: доставать разное, помочь кого-то избить, сесть за руль, когда остальные пьяны «в сопли», исполнить какое-нибудь забавное коленце на радость дамам.
Друзья называли Абдувахоба Амиром. В мае они специально пригласили его подъехать за ними в клуб, так как нужен был трезвый человек за рулём. А потом его же и подзуживали-раззадоривали: «Гони, Амир! Не останавливайся! Так им, тупым мусорам!»
Видимо, близость к молодым богачам окончательно снесла «Амиру» крышу. Остаётся надеяться, что рано или поздно справедливый приговор и тюремное заключение вернут крышу на место. Потому что именно для этого тюрьмы и предназначены — защищать общество от неуправляемых психопатов. Мажоры-стритрейсеры со своей свитой под это определение подходят на 100 процентов.
Нотации, штрафы, обязательные работы — для них это всё «А-ха-ха! Тупые мусора». Сегодня они нагло и демонстративно нарушают правила дорожного движения, а завтра кого-нибудь убьют или изнасилуют. Из тех же побуждений — плюнуть обществу в лицо, показать всем, что они не «серые людишки», а яркие индивидуальности, пусть и не умеющие связать без мата двух слов.
Парадокс ситуации в том, что сейчас общество вынуждено давить на полицию, чтобы та всё-таки наказала людей, которые её же и оскорбляли. В этой ситуации гаишник воспринимается как тот, кем он и должен быть по факту, — как представитель государства, представитель общества.
И пусть полиции, судейским, прокурорским очень неуютно и очень хочется поверить, что плевок — это Божья роса, мы должны помочь им опереться на что-то лучшее в себе.