Промсвязьбанк заявил о запуске сервиса трансграничных расчетов по международным торговым контрактам с любыми странами. Специалисты обсуждают эту новость. Однако многие из них восприняли её скептически.
Введение западных санкций против РФ привело, среди прочего, к полному прекращению внешнеэкономических расчётов российских компаний по экспортным и импортным поставкам, которые ранее проводились через иностранные, в основном, западные банки.
Летом 2024 года в России окончательно развеялись радужные надежды на то, что внешнеэкономические расчёты вместо западных банков отныне можно будет проводить через китайские и прочие азиатские банки.
В состоянии эйфории руководители финансово-экономического блока правительства РФ предполагали проводить внешнеэкономические расчёты теперь не в долларах США и евро, а китайских юанях.
Однако, даже китайские банки, опасаясь вторичных западных санкций, сначала стали затягивать проведение внешнеэкономических расчётов в пользу российских компаний, а затем практически полностью перестали проводить эти расчёты. Сегодня это невозможно сделать даже в юанях.
Эта проблема подробно обсуждалась специалистами 1 июля 2024 года в Торгово-промышленной палате РФ, на конференции «День Российского Рубля», проводившейся Московской международной валютной ассоциацией. В итоге был даже поставлен вопрос: «Сохранятся ли у России корреспондентские отношения с другими иностранными банками?» Ясного и однозначного ответа у участников не было.
А ведь это очень важная проблема.
Невозможность оплаты экспортных и импортных контрактов, где одной из сторон является какая-либо российская компания, в ближайшем будущем угрожает полностью лишить нашу страну импорта иностранной продукции в Россию. С другой стороны, будут невозможны любые поставки на экспорт российского сырья (нефти, газа, угля, руды и т.д.).
Это касается не только официальных поставок, но и так называемых параллельного импорта и транзитного импорта, с помощью которых намеревались создать бесперебойные поставки из-за рубежа необходимой продукции и товаров. В частности, в 2023 году известный предприниматель и блогер Дмитрий Потапенко был полностью уверен в этом и тогда откровенно высмеивал попытки Запада лишить российский рынок импортных товаров.
Однако оказалось, что проблему решить пока не удалось. В сфере международных расчётов всё пошло именно в соответствии с западными санкциями. С российского внутреннего рынка, из наших магазинов постепенно «вымываются» качественные западные товары, потому что российские антисанкционные меры пока не работают в полную меру, или даже частично.
Сегодня по ассортименту магазинов, росту цен на товары, отзывам промышленных компаний и предприятий стало заметно, что Россия постепенно возвращается в эпоху всеобщего дефицита потребительских товаров, оборудования и технологий периода СССР. Тогда советские люди много времени и сил тратили на поиски возможности приобрести качественную одежду, обувь, бытовую технику. Сегодня перечень необходимых товаров стал значительно шире, чем это было в СССР. В него входят автомобили, оргтехника, бытовая техника и т.д., которые ранее были неизвестны в СССР. В своё время в СССР, всеобщий дефицит товаров вызывал глухое недовольство среди миллионов советских граждан, негативное отношение и насмешки населения над властью КПСС и официальной коммунистической идеологией, вещавшей о процветании народа. В итоге, это стало одной из причин быстрого падения власти коммунистов и развала СССР.
Понятно, что сегодня подобные настроения в России надо заранее предотвращать. Поэтому, так или иначе, в стране будут делаться попытки обойти западные санкции.
Предложения Промсвязьбанка
Поэтому преодоление западных санкций - это задача как текущая и актуальная, так и имеющая долгосрочный, стратегический характер для России.
В рамках решения этой задачи и возникла указанная инициатива Промсвязьбанка по созданию сервиса по проведению любых трансграничных расчетов (внешнеэкономических расчётов) для российских компаний.
Утверждается, что с помощью предлагаемых схем отечественный бизнес теперь гарантированно сможет проводить трансграничные расчеты по внешнеторговым контрактам с контрагентами из любых стран.
Как сообщается, платформа трансграничных расчетов обеспечивает полное финансовое сопровождение внешнеторговых контрактов российских экспортеров и импортеров с контрагентами из любой страны. Платформа трансграничных расчетов ПСБ обеспечит своевременное и бесперебойное исполнение всех платежей по внешнеторговым контрактам российских компаний. Расчеты будут осуществляться с использованием инструментов финансового рынка на базе специально созданной Промсвязьбанком компании А7, аффилированной с ним.
Банк называет механизм уникальным. Расчеты будут проходить с контрагентами из любой страны с использованием инструментов финансового рынка. Но каких именно, не уточняется.
Попробуем предположить, о чём идёт речь и какие именно финансовые инструменты и механизмы планирует использовать Промсвязьбанк.
Сразу понятно, что речь не идёт о предоставлении банковских услуг, потому что: иностранные банки пока отказываются сотрудничать с российскими банками в полной мере, а услуги будет оказывать небанковская структура (компания А7).
Но фактически, по сути, это не более чем попытка объединить на единой платформе уже многократно прозвучавшие предложения о применении для внешнеторговых расчётов уже известных финансовых инструментов и механизмов.
Фактически, таких методов расчётов по сделкам с помощью денежных суррогатов существует достаточно много: взаиморасчёты, клиринг, бартер, вексельные схемы. Они уже широко применялись в РФ в 90-е годы.
Среди новых - использование криптовалюты и блокчейна, мусульманской системы расчётов «Хавала». Не исключаются также и другие варианты.
Реальная возможность осуществления предлагаемых расчётов за внешнеторговые поставки
Однако у экспертов возникает много вопросов, касающихся организации такой деятельности. Фактически, это те вопросы, которые неизбежно будут задавать компании, получившие приглашение воспользоваться услугами этого сервиса, например: Какая-то часть расчётов будет осуществлена с помощью денежных средств. Но где российским импортёрам взять валюту для оплаты импортных поставок? Как известно, Московская биржа прекратила торги долларами и евро ещё в июле 2024 года. Тогда в каких валютах будут осуществляться внешнеэкономические расчёты? Какие партнёры российских компаний захотят использовать предлагаемые им неденежные инструменты (суррогаты)? Кто и как убедит их в этом, и кто возьмёт на себя эту работу? Не исключены препятствия со стороны таможенных органов соседних с РФ стран по товарным потокам при пересечении ими границ. Ведь западные санкции распространяются не только на денежные расчёты, но и на физические объёмы поставок импортных товаров в РФ. Кто будет решать эти проблемы с таможней? Но самым большим препятствием для реализации сервиса, предлагаемого Промсвязьбанком, будет отказ или нежелание зарубежных компаний-партёров пользоваться механизмами обхода санкций.
Напомню, что обход любых санкций, не только антироссийских, в США и Европейском союзе является уголовным преступлением. Были такие примеры привлечения к ответственности и наложения штрафов в сотни миллионов долларов США на крупнейшие европейские банки и компании за обход санкций против, например, Венесуэлы, Ирана и т.п.
Например, в 2024 году американский банк State Street согласился выплатить штраф 7,45 млн. долл. США за 38 нарушений санкций Минфина США, связанных с Украиной и Россией.
В июле 2024 года власти Нидерландов оштрафовали компанию Dieseko Group на сумму 1,8 млн. евро из-за нарушения режима международных антироссийских санкций. Компания занимается поставками строительной техники и участвовала в строительстве Крымского моста. При расследовании прокуратура Нидерландов установила, что в 2015–2016 годы Dieseko Group продала в Россию сваебойные установки и комплектующие. Кроме того, компания направляла в РФ специалистов для обслуживания поставленного оборудования.
В декабре 2023 года президент США Джо Байден подписал указ, согласно которому власти могут ввести ограничения против зарубежных кредитных компаний, осуществляющих переводы подсанкционным лицам из России или содействующих российскому военно-промышленному комплексу в совершении сделок. Включение банка в санкционный список приведет к тому, что ему откажут в доступе к финансовой системе США.
В марте 2024 года Европарламент принял новые правила наказания за нарушение и обход санкций. По ним такие действия, как незамораживание активов, несоблюдение запретов на поставки оружия или ведение бизнеса с государственными предприятиями подсанкционных стран, станут наказуемыми правонарушениями, за которые может грозить до пяти лет лишения свободы. Среди других видов наказания — штрафы.
По этой причине, собственно, зарубежные банки и компании, даже китайские, уже не желают сотрудничать с российскими компаниями.
Возникнет проблема с регулированием расчётов по таким сделкам.
Во-первых, Банк России, некогда пафосно называвший себя мегарегулятором (сейчас об этом можно говорить, скорее, с иронией), в принципе, не сможет начать оперативно осуществлять свои регулирующие функции и контролировать такие расчёты. Для этого Банку России придётся создавать свои новые структуры, создавать новые методики контроля, новые нормативные документы. То есть, можно предположить, что Банк России (ЦБР) будет вынужден препятствовать росту сферы неденежных расчётов - то есть, препятствовать деятельности компании А7 и Промсвязьбанка.
Во-вторых, налоговая служба РФ (ФНС) пока не готова брать налоги в бюджет с таких неденежных сделок. Но и не взимать налоги и, соответственно, сокращать поступления в бюджет, ФНС тоже никто не позволит. Тогда для ФНС будет легче запрещать такие сделки, чем наживать себе новую головную боль. Или же российским компаниям налоговики будут начислять налоги в необоснованно больших и произвольных суммах. Это спровоцирует скандалы и возражения со стороны российских компаний, которые будут оспаривать претензии ФНС и, в результате, тогда просто перестанут пользоваться сервисом компании А7.
Но самая главная проблема состоит в том, что все эти сервисы, предлагаемые Промсвязьбанком через компанию А7, физически не будут в состоянии своевременно и качественно обслуживать массовый поток сделок. Такой практики в мире сейчас не существует. Для массового и бесперебойного обслуживания (сопровождения) расчётов по сделкам как раз и создана банковская система, которая применяет, в основном, только денежные расчёты. В том числе, с применением системы межбанковских расчётов SWIFT.
Выводы
Общее мнение экспертов – инициатива Промсвязьбанка появилась в результате указания от правительства, но выполнена чиновниками чисто формально и потому завершится очередной неудачей.
Эксперты и специалисты полагают, что если сервис, предлагаемый Промсвязьбанком, наберет достаточное большое количество клиентов и достигнет значительных объёмов, то эта активность может привлечь внимание Запада. В итоге, на нее, что вполне ожидаемо, могут быть наложены санкции.
Например, Александр Тимофеев, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота», обоснованно заявил: «… кажется, что мы такое уже много раз видели последние несколько лет. ...Промсвязьбанк просто создал абсолютно неаффилированную и независимую дочернюю компанию, которая первое время просто будет не попадать на радары и отсутствовать у всех в санкционных списках. … я сильно сомневаюсь, что здесь можно настроить бесперебойную систему расчетов, которая бы проработала минимально долгий срок. …Сам факт, что Промсвязьбанк это так открыто обсуждает, притом что никакой инфраструктурной инновации, кроме создания нового юрлица, скорее всего, там нет, свидетельствует, что это просто еще одна временная схема и весь смысл ее в том, чтобы наплодить новое количество контрагентов и надеяться, что Запад долгое время их не увидит или не захочет их видеть».
Поэтому достаточно нелогично говорить, что эта схема полностью лишена санкционных рисков. А первые же действия западных властей по наказанию зарубежных компаний, которые рискнут принять участие в этой деятельности, сразу же приведут к остановке и прекращению работы в данном направлении.
Так что это заявление Промсвязьбанка пока не более, чем пиар. Тем более, раз об этом объявили столь громко и отчётливо, чтобы услышали и на Западе и начали принимать меры.
Но работу в направлении преодоления западных санкций надо продолжать – иного выхода нет.
Однако серьёзным препятствием является неповоротливость и фактический саботаж этой работы со стороны ряда российской государственных структур, у которых нет никаких стимулов для разработки и внедрения эффективных экономических инициатив. Эксперты сообщают о своём личном неудачном опыте рассмотрения в госструктурах их предложений по преодолению западных санкций. Как правило, такие предложения не вызывали никакого интереса со стороны госструктур (Минэкономразвития, Банка России, Минфина и т.д.).
Скорее всего, сейчас высокопоставленные чиновники просто ждут возвращения прежних времён, когда они снова смогут свободно ездить в западные страны, отдыхать и приобретать там недвижимость. Поэтому они берегут свою репутацию в глазах западных властей и избегают любых действий, способных вызвать западное недовольство и дальнейшие проблемы для себя.
Поэтому предложения экспертов по созданию механизмов обхода санкций не вызвали никакой поддержки. Но и проблема разрушительного влияния западных санкций на экономику страны тоже никак пока не решена. Поэтому руководству страны для разработки и внедрения эффективных мер против санкций надо привлекать независимых экспертов, энтузиастов, бизнесменов.