Президент США Барак Обама планирует в последние полгода пребывания у власти выдвинуть ряд инициатив по контролю над ядерными вооружениями, передает из столицы Соединенных Штатов корреспондент ТАСС Иван Лебедев.
Об этом, как сообщает журналист, говорится в воскресной статье электронной версии The Washington Post. Среди этих инициатив предложение России продлить еще на пять лет действие договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Эта тема, как утверждает газета, в последние недели уже дважды обсуждалась на совещаниях под эгидой Совета национальной безопасности (СНБ) США.
Кроме того, по словам американских официальных лиц, Обама хочет, чтобы сокращение ядерных вооружений, которое он активно поддерживал с самого начала пребывания в Белом доме, стало «частью его внешнеполитического наследия». Он по-прежнему считает одним из своих важнейших достижений пражский договор СНВ-3, заключенный с Россией в 2010 году. «Администрация США изучает вопрос о том, чтобы предложить России продлить ограничения по этому договору, рассчитанному до 2021 года, еще на пять лет, — отмечает „Вашингтон пост“. — Таким образом Обама сможет гарантировать, что это соглашение останется в силе и при следующей администрации».
В числе других возможных инициатив, изучаемых экспертами СНБ, — объявление о том, что США «не будут первыми использовать ядерное оружие», и подготовка резолюции Совета безопасности ООН о запрете на ядерные взрывы. Администрация США видит необходимость в таком документе, поскольку не может добиться от Сената ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (который, кстати, ратифицировали Россия, Франция и Великобритания — авт). Кроме того, рассматривается возможность снятия большинства ядерных вооружений с боевого дежурства, сокращение масштабов модернизации «ядерной триады» США и отказ от постановки на вооружение новой крылатой ракеты с ядерной боеголовкой. «Вашингтон пост» утверждает, что «пока никаких решений по этим вопросам не принято». «Однако ожидается, что Обама вскоре лично изучит возможные варианты» новых инициатив в области сокращения ядерных вооружений, как сообщает газета.
Напомним, договор СНВ-3 был подписан президентами России и США 8 апреля 2010 года в Праге и вступил в силу после его ратификации Государственной думой и Конгрессом и обмена ратификационными грамотами между Москвой и Вашингтоном 5 февраля 2011 года. Он предусматривает сокращение развернутых стратегических носителей с каждой стороны до 700 единиц (развернутых и неразвернутых до 800) и до 1 550 ядерных боезарядов на них.
Барак Обама, получивший Нобелевскую премию мира за инициативу избавить мир от ядерного оружия, неоднократно говорил о готовности возобновить переговоры с Россией о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов и выражал надежду на то, что когда-нибудь для этого будут созданы «подходящие политические условия». Москва в принципе не возражала против таких шагов, но отмечала, что сначала необходимо завершить реализацию договора по СНВ. Кроме того, она подчеркивала, что следует учитывать связь стратегических наступательных и стратегических оборонительных систем, в том числе и американские планы в области ПРО, развертываемой на российских границах.
И вот новый «пробный шар» со стороны американской администрации. Любопытно, что прозвучало негласное предложение США о готовности продлить действие договора СНВ-3 практически сразу после окончания саммита НАТО в Варшаве, принявшего беспрецедентно жесткие меры в отношении России. Объявившего, в том числе об оперативной совместимости позиционного района ПРО системы Aegis в Румынии с такими же системами, размещенными на американских кораблях, дислоцирующихся в испанском порту Рота и регулярно заходящих в Черное, Балтийское и Северное море.
Насколько реализуемы инициативы американской администрации в этих условиях? Готов ли Кремль пойти навстречу Бараку Обаме и продлить действие договора СНВ-3? Выгодно ли это России? Обо всем этом военный обозреватель ТАСС поговорил с видными российскими экспертами в области стратегических вооружений и контроля за их сокращениями.
По словам академика РАН Алексея Арбатова, руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, американские инициативы по снятию большинства ядерных вооружений с боевого дежурства, отказ от модернизации некоторых видов ядерных вооружений и от новой крылатой ракеты с ядерной боеголовкой (такое предложение, кстати, сделал экс-министр обороны США Уильям Перри), как и объявление о том, что США не будут первыми применять ядерное оружие, можно только приветствовать. Но все это — внутреннее дело Соединенных Штатов. Хотят принять такое решение, объявить о нем, — как говорится, welcome. К России эти инициативы никакого прямого отношения не имеют. А вот, что касается продления действия пражского договора, то тут есть определенные сомнения в такой необходимости.
По мнению Арбатова, продление СНВ-3 еще на пять лет, с 2021 года по 2026-й сводит на нет возможность начала переговоров с США по сокращению стратегических наступательных вооружений и по другим проблемам контроля над вооружениями. В том числе и ядерным. Отсутствие таких переговоров, а с 2010 года их не было и нет, бесконечная пауза в пятнадцать лет в обмене взглядов российских и американских специалистов на проблему поддержания стратегического баланса и нераспространение ядерных вооружений может сослужить плохую службу. Она не поможет укрепить меры доверия между двумя сторонами, которого сегодня вообще практически нет. А кроме того, откроет возможность для США бесконтрольной, без сдержек со стороны России разработки и совершенствования своих ударных вооружений, как с ядерными боеголовками, так и высокоточного.
Другой видный российский эксперт в области стратегических вооружений профессор Академии военных наук, кандидат военных наук генерал-майор Мидыхат Вильданов сказал обозревателю ТАСС, что вести переговоры с США по продлению действия договора СНВ-3 нецелесообразно. Результаты системного анализа и значительный опыт войсковой и оперативной службы генерала в стратегических ядерных силах страны показывает, что Вашингтон допускает значительное количество нарушений и обходов тех статей договора о СНВ, протокола и приложений к нему, контроль выполнения которых инспекциями на местах не предусмотрен. В том числе и нарушение Соединенными Штатами преамбулы пражского соглашения о «наличии взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений и то, что нынешние стратегические оборонительные вооружения не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений сторон». Развертывание позиционного района США системы ПРО Aegis в Румынии, начало строительства такого же района в Польше, приближение кораблей с аналогичной системой и крылатыми ракетами «Томагавк» к нашим берегам — все это говорит о том, что администрация США не собирается соблюдать подписанные договоренности.
Для российской стороны эта «взаимосвязь…» и ее динамика давно не соответствуют интересам военной безопасности государства, поскольку имеет место устойчивое и планомерное развертывание системы глобальной ПРО США, ЕвроПРО и других региональных сегментов и их негативное влияние на боевые возможности российских стратегических ядерных сил (СЯС). Достаточно обратиться к материалам московской конференции по ПРО, где российскими представителями было продемонстрировано, что к 2020 году система ЕвроПРО будет способна перехватывать российские межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и баллистические ракеты, размещенные на подводных лодках (БРПЛ), чтобы убедиться в справедливости этих выводов, говорит генерал. Продолжать делать вид, что мы этого не замечаем, было бы неправильно.
Кроме того, по словам Мидыхата Вильданова, есть еще масса других препятствий для возобновления переговоров с США по сокращению стратегических наступательных вооружений. Одно из них — отказ Вашингтона от соглашения о не размещении вооружений в космосе. Наличие американского тактического ядерного оружия на чужих территориях — на европейских военных базах. Приближение военных структур НАТО к российским границам и проведение альянсом агрессивной военной деятельности возле наших пограничных рубежей. Все это не служит предпосылкой к возобновлению переговоров между двумя сторонами по дальнейшему сокращению наступательных вооружений.
Другие эксперты, которые не захотели упоминания их фамилий в открытой печати, увидели в инициативе Барака Обамы продлить действие договора СНВ-3 скрытые уловки. Достичь заявленные параметры в 700 развернутых ракет плюс 100 неразвернутых и 1 550 боеголовок на них стороны должны к 5 февраля 2018 года, говорят они. Еще три года соглашением отводиться на сверку каких-то «шероховатостей». А в ходе выполнения условий этого договора Россия готовится проводить замену старых, отработавших свой гарантийный срок нахождения на боевой дежурстве ракет, таких, как к примеру «Воевода» (Р-36МУТТХ\Р-36М2 или Satan SS-18), на новые ракетные комплексы. В том числе и заявленный «Сармат» (РС-28), а также боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин».
Ни «Сармата», ни «Баргузина», утверждают эксперты, нет в протоколе к договору СНВ-3, а значит США могут потребовать от России не разворачивать эти комплексы до истечения действия пражского соглашения. И если действие договора будет продолжено еще на пять лет, это затруднит перевооружение наших стратегических ракетных комплексов на самые современные эффективные и грозные системы, обеспечивающие нам гарантию сдерживания вероятного агрессора. Кто бы им не был — хоть США, хоть его вассалы из НАТО.
Правда, Алексей Арбатов считает, что СНВ-3 не запрещает его участникам разработку, модернизацию и обновление стратегических ракет. Важно, чтобы все эти комплексы вписывались в ограничения в 700 носителей и 1 550 боеголовок. А по поводу введения в строй новых образцов вооружений там прописана специальная процедура, которая предусматривает предъявление участнику договора новой ракеты и предоставление ему основных данных о ее тактико-технических характеристиках. После чего в протокол к СНВ-3 по согласию сторон вносится ее новое название. Сложностей с заменой старых ракет на новые он не видит. Хотя и полагает, что продление пражского соглашения не вызовет заинтересованности в российских властных структурах. По тем причинам, о которых уже говорилось неоднократно.
Конечно, мнение опрошенных автором экспертов — это еще не официальная позиция Кремля, МИД и Минобороны России. Да и публикация электронной версии «Вашингтон пост» не официальное предложение Москве со стороны Госдепа и Белого дома. Надо ждать, что за ней последует. В любом случае будут переговоры о продлении СНВ-3 или нет, но к концу срока пребывания Барака Обамы на посту президента США никаких соглашений достичь не удастся, — времени слишком мало. Да я и не думаю, что нынешний президент Соединенных Штатов чисто по-человечески заслужил от нашей страны такой подарок — индульгенцию за неотработанную и неоправданную Нобелевскую премию мира.
Мнение военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина
не всегда совпадает в официальной позицией агентства ТАСС.