Законодательная база Российской Федерации полна различными кодексами, регулирующими правоотношения в определенных областях. Одних только уголовных три вида: уголовный, уголовно-исполнительный и уголовно-процессуальный.
Однако, кроме федерального законодательства, разработка кодексов осуществляется и в регионах.
Так ряд российских регионов разработал и принял новый вид кодекса - Социальный кодекс, который регулирует сферу социальной поддержки в регионе, расширение категории нуждающихся лиц. Такой кодекс принят, например, в Санкт-Петербурге, Волгоградской области, Ярославской области. Данные законы учитывают специфику доходов граждан в регионах и устанавливают меры предоставления социальной поддержки, не противоречащие федеральному законодательству.
С начала наступившего года тема принятия Социального кодекса стала ключевой и самой обсуждаемой в Законодательном Собрании Ленинградской области. Основная цель его разработки состоит в систематизации регионального законодательства о социальной поддержке в один документ. Подготовкой и внесением изменений в законопроект занимается постоянная комиссия по социальной политике и трудовым отношениям, на одном из последних заседаний которой обсуждалось внедрение критерия нуждаемости. Дискуссия вокруг данного законопроекта развилась и в СМИ. Простых граждан заботят такие вопросы: «А увеличатся ли размеры выплат? Появятся ли новые категории льготников?»
Как сообщает пресс-служба Законодательного собрания Ленинградской области: «Планируется, что Социальный кодекс вступит в силу с 1 апреля 2017 года». Если это, конечно, не первоапрельская шутка.
Социальный кодекс Ленинградской области, конечно, будет принят, это лишь вопрос времени. Но наличие Социального кодекса в регионах наводит на мысль: «Почему нет Социального кодекса РФ?» Вопрос о необходимости еще и такого кодекса не имеет однозначного ответа, есть сторонники как с позиции «за», так и с позиции «против». С одной стороны, бюрократизация и усложнение законодательства; с другой стороны, небольшая, но все же помощь малоимущим.