Политолог Андрей Тихонов — о том, что кому в Великобритании выгодно убийство оппозиционной лейбористски.
После убийства оппозиционного политика в любой стране подозрение обычно ложится на правящую партию. В этом нет ничего зазорного, потому что, как учили классики, для понимания сути события нужно разобраться, кому это выгодно.
Лейбористка Кокс была в оппозиции не только правящим консерваторам, но и в некоторой степени тому мировому порядку, который мы привыкли отождествлять с США. Она была одной из тех, кто выдвинул левака Джереми Корбина на пост лидера партии и голосовала против вмешательства Великобритании в сирийские дела.
Казалось бы, мы должны сделать вывод о том, что Кокс была неугодна британскому истеблишменту. Но степень ее несистемности переоценивать не стоит. Выпускница Кембриджа была прочно встроена в элиту Великобритании и не несла угрозу политической системе страны. Доказательством этого может служить ее позиция по вопросу Brexit: Кокс оставалась сторонницей членства в ЕС.
Но британские левые в принципе не поддерживают евроскептицизм, равно как и шотландский сепаратизм. Они убеждены, что если Англия будет предоставлена сама себе, то гегемония консерваторов будет вечной. Традиционный консерватизм английских низов и элиты сдерживает и европейская бюрократия, в значительной степени имеющая происхождение из старой социал-демократии.
Но сторонников Brexit обвинить в убийстве Кокс абсурдно. Вряд ли правых популистов можно сравнивать с какими-то отмороженными террористами или некоей закулисной структурой, обладающей безграничными возможностями. Напротив, убийство парламентария накануне референдума о выходе Великобритании из ЕС совершенно невыгодно евроскептикам. Кокс как сторонница европейского единства может стать иконой для британцев, сохраняющих верность Европе.
Полиция уже сделала свои выводы и прямо указала на виновного — некоего пятидесятилетнего коренного жителя. Но то, что на этот раз обошлось без мигрантов и прочих ужасов, уже говорит о многом.
Кстати, оперативность правоохранительных органов стран Запада в последние дни вызывает восхищение. Французские — за сутки установили зачинщиков беспорядков в Марселе из числа россиян и тут же их осудили. Британские — по горячим следам раскрыли громкое убийство члена Палаты общин.
Но за этой скоростью возникает ощущение беспомощности. Западные правоохранители неспособны обеспечить порядок на Чемпионате Европы по футболу так же, как неспособны защитить женщин Кельна от изнасилований. Более того, даже парламентариев на Западе, оказывается, можно убить прямо на встрече с избирателями.
Воистину жестокий континент!