21 ноября, четверг

Молодежки нулевых помогли преодолеть перестроечное табу на работу с молодежью

08 мая 2013 / 16:08
руководитель аналитического центра «Московский регион»

Как бывший сотрудник Администрации президента и «Единой России» я свидетельствую, что нигде так не презирали молодежные движения как в аппарате.

Есть несколько любопытных трендов. Я с удивлением обнаружил, что несколько крупных компаний делают свои собственные молодежные движения, по сути, используя те наработки, которые до этого применялись в молодежках нулевых. Они используют их именно как технологии работы с возрастной категорией 18-27 лет - для перевербовки актива, для самых разных дел.

Второй интересный тренд – действительно, достаточно много представителей бывших молодежек ушли в оппозицию. Радикальные случаи известны – это Лебедев с Развозжаевым. Таких людей достаточно много, но, конечно, не настолько отмороженных, как упомянутые. Какое-то количество активистов все-таки профессионализировались и сделали карьеру во власти. Сами молодежки действительно перестали быть раздражающим политическим фактором.

Оглядываясь назад, как я вижу ситуацию? Как ни странно, одно из табу, возникших в эпоху перестройки и с тех пор достаточно долго жившее в нашем обществе – это табу на разного рода организованную деятельность с молодежью, грубо говоря, на комсомол в любом проявлении. Поэтому-то напряжение и раздражение, которое выплескивалось в адрес молодежек, исходило далеко не только из протестной среды. Как бывший сотрудник Администрации президента и «Единой России» я свидетельствую, что нигде так не презирали молодежные движения как в аппарате. Скажем так, Наталья Тимакова, сказав известную фразу про «ликующую гопоту», выразила не только свое мнение, но и мнение абсолютного большинства в этой среде. Я сам к этой среде никогда не принадлежал, и для меня это было странно, что так говорят о людях, которых позвали от имени власти. Мне в этом виделась некая безответственность.

Сейчас табу на работу с молодежью преодолено. Если крупная компания, не обязательно госкомпания, но и частная не считают для себя зазорным не только приехать с делегацией на Селигер, но и сделать свою собственную молодежку, которая была бы инструментом маркетинга, кадровой работы, продвижения и рекламы и еще чего-то, то в принципе можно сказать, что табу действительно кончилось. Теперь это естественная часть нашей реальности – технологии работы с молодежью "Наших" сейчас используются всеми, кому не лень.

Ключевая роль молодежек второй половины нулевых состояла в том, чтобы создать уже в новой России какую-никакую технологию работы с молодым поколением, именно с большим количеством молодых людей, адекватную современным реалиям. Молодежки 00-х эту миссию выполнили, и сегодня это технология, которой пользуется власть, оппозиция, коммерческие структуры для своих коммерческих задач, и которая именно как технология вообще не имеет никакой политической окраски.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика