Политический обозреватель ТАСС Александр Цыганов требует переоценки событий семидесятилетней давности на Дальневосточном театре военных действий.
Кто победил Японию 70 лет назад?
Хотя до 15 августа — объявления о капитуляции Японской империи, и тем более до 2 сентября, когда акт о капитуляции был подписан, остаётся ещё время для воспоминаний о 70-летии чисто боевых операций, вопрос этот подступает уже сегодня.
Казалось бы, его нет, этого вопроса. Японию долго трепали американцы, на конечном этапе, 9 августа 1945 года подключился Советский Союз, Красная армия в изумительном блестящем стиле разгромила миллионную Квантунскую группировку армии микадо — ясно дело, победили союзники.
Но при ближайшем рассмотрении дело оказывается сложнее. Да, 2 сентября 1945 года в Токийской бухте на борту американского линкора «Миссури» японцы подписали акт о безоговорочной капитуляции. Подписали его в присутствии представителей держав-победительниц. Список их однозначен: СССР, США, Китай, Великобритания, Франция. И ряд других союзных стран поменьше.
Но что заставило японцев капитулировать? Вернее — кто?
Сегодня — как раз на днях мы это вспоминали — в США и вассальных им странах, в том числе в самой Японии говорят, будто главным орудием стали атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Будто бы сам император заявил, что, дескать, перед оружием такой разрушительной силы более ничего не остаётся. Да, но при этом мнения высших сановников империи, бывших на том историческом совещании, разделились ровно пополам. То есть, настоящая проблема была не в атомной бомбе. Тогда мало кто понимал ещё — включая разработчиков — всего объёма опасностей, исходившего от этого вида оружия. Да, боеприпас огромной разрушительной силы. Но ничего принципиально нового он японцам не продемонстрировал — после того как ковровыми бомбардировками и пожарами, доходившими до стадии огненных смерчей, было уничтожено 66 городов. Военные довольно быстро просчитали: такой боеприпас страшен только для городов; для рассредоточенной по окопам и блиндажам армии он, в общем… не то что совсем бесполезен — но живая иллюстрация тезиса «из пушки по воробьям».
А что такое — воевать с императорской армией Японии, американцы почувствовали очень хорошо. Совсем недавно — в феврале 1945 года — они штурмовали атолл Иводзима в Тихом океане. Это сражение, которое до сих пор воспевается в США чуть ли не как самая эпическая битва всех времён и народов, американцы в количестве 100 тысяч человек (три дивизии, не считая флота) 40 дней выковыривали японцев из окопов и укрытий. Тех было всего около 22 тысяч. И без главных корабельных калибров на своей стороне. Когда американцы с ними справились, то оказалось, что потеряли они около 26 тысяч человек. Против японцев, которые потеряли 21 тысячу.
Но даже не это главное. Безвозвратных потерь у Штатов было лишь около 7 тысяч. А японцы легли все! Лишь 216 пленных избегли этой участи.
Так вот: самое страшное для американского командования было именно это! Японцы легли все! Они дрались до конца. И даже после захвата острова ещё два месяца продолжали сопротивление разрозненные группы противника. И тоже бились до конца. Правда, израненных, голодных, расстрелявших все патроны японцев на этом этапе удалось взять в плен больше — примерно 800 человек. Но 1 600 воинов микадо опять предпочли смерть плену!
И это — на маленьком острове. Каких же потерь ожидать, когда потребуется производить высадку на главные японские острова?
Американцы оценили эту цифру в миллион. И… струсили! Настолько, что до сих не стесняются оправдывать применение атомного оружия именно ожидавшимся высоким уровнем будущих потерь.
Ну и кто, какой военный скажет после этого, что японцев победили американцы?
Но как раз в это время… Когда США нанесли второй атомный удар — по Нагасаки…
В наступление перешли советские войска. Началась Манчжурская операция, неотразимая и решительная.
Тут надо предварить дальнейшее повествование несколькими цифрами. У Японии здесь стояло под ружьём свыше 1,4 миллиона бойцов, больше 6 тысяч орудий, более тысячи танков. Конечно, над качеством японских танков в сравнении с нашими принято было подшучивать — но вспомним, что на Иводзиме были такие же машины. Правда, всего 28 штук. Да пушек разного класса — около 400.
Советских солдат против Квантунской армии было немногим больше полутора миллионов. То есть никакого подавляющего численного перевеса, как у американцев в битве при Иводзиме. Правда, орудий и миномётов было 27 тысяч, а танков и САУ — более 5 тысяч. Так ведь и площадь, на которой развернулось сражение, существенно, мягко говоря, превышала площадь острова Иводзима…
Что сказать о самой операции советских войск? Она предельно полно описана в военной и просто в исторической литературе. «Блистательная», «молниеносная», «подавляющая» — много разных эпитетов уже употреблено в её описании, так что от поиска новых лучше воздержаться.
Факт, что имевшиеся у японцев в Маньчжурии 17 укрепрайонов с 4,5 тыс. дотов и дзотов были преодолены и уничтожены чуть более чем за неделю. При этом никаких признаков морального разложения в связи с атомной бомбардировкой своих городов японские войска не показывали. Более того, практически никакой реакции они не показали и на объявленную императором капитуляцию 15 августа. Лишь 19 числа японцы начали массово сдаваться в плен — когда советские войска, выйдя на Центральноманьчжурскую равнину, практически завершили расчленение Квантунской группировки и не оставили ни одного шанса на успешное сопротивление.
Итогом этой по-настоящему молниеносной войны стало около 84 тысяч убитых японских солдат и более 640 тысяч пленных. Все, в том числе санитарные, советские потери ограничивались цифрой 36 тысяч.
Это и называется победой. И на языке военных, и на любом другом языке. Победа на поле боя, блистательная и красивая. Безоговорочная, что называется.
И что было бы, если бы эта же группировка воинов настоящего «божественного ветра» высадилась бы в метрополии Японской империи? После такого быстрого, почти показательного размозжения Квантунской армии ожидать следовало только одного: такого же неотвратимого размозжения сил метрополии — и, конечно, без всяких миллионных потерь с советской стороны.
Надо полагать, именно это соображение и легло в основу тайного соглашения между японской верхушкой и американским командованием. Американцы четыре года напрягали все силы, с трудом и жертвами выдавливая мелкие японские островные группировки с Тихого океана. А тут придут русские и снимут все сливки! Разгром Квантунской армии иного варианта для размышлений и не оставлял…
Вот тогда микадо и принял решение капитулировать. Только при одном условии — если американцы сохранят его если не власть, то должность. От русских коммунистов того ждать не приходилось…
Ну, и кто победил Японию?