Считается, что сегодня 71 год назад закончилась Вторая мировая война. Но это верно лишь отчасти. Потому что того же 2 сентября 1945 года закончилась первая вооружённая стычка холодной войны между США и СССР. И закончилась эта стычка русской победой.
Физически — над японцами. Морально и политически — над американцами. Которые увидели, что Россия за три недели разгромила силу, которую они не могли победить почти четыре года!
Как Америка заваривала военную кашу
Об этом вспоминали сегодня, возлагая цветы к могиле Неизвестного солдата, участники Общероссийского движения в поддержку флота (ДПФ), которое организовало к нынешней дате научно-практическую конференцию по анализу тех уроков для войны и мира — и для сегодняшнего мира! — которые дала победа над Японией в 1945 году.
«После взрыва первой атомной бомбы над Хиросимой наши руководители уже понимали, что это сигнал Советскому Союзу: не ждите мира на земле, у нас созрели новые силы, и наша военная политика не остановится перед их использованием, — отметил один из руководителей ДПФ, главный военный советник министерства обороны России Иван Васильев.- И эта военная политика, точнее, уже государственная политика продолжается и сегодня, мы это видим по стратегии Соединённых Штатов. А она проста: всё подогревать и затем из состояния горячей каши извлекать выгоды — финансовые, экономические и военно-геополитические».
Что же смогло удержать Америку на самом краю принятия решения о дальнейшей войне? Ведь с точки зрения вашингтонский стратегов всё выстраивалось к августу 1945 года в их пользу. Советский Союз вышел из войны с Германией хоть и победоносной, но предельно измождённой страной — полуразрушенной, полуголодной, потерявшей миллионы солдат и населения. Основная промышленная Европа захвачена англо-саксонскими союзниками. За ними же — океанские акватории, где после ликвидации кригсмарине господство США неоспоримо. Британия в свои лагерях военнопленных организует так, что в них поддерживается военная организация, порядок и дисциплина вермахта, а рядом с этими лагерями складируется его оружие. В тиши политических кабинетов принимается план под названием «Немыслимое» — план нападения на союзную пока ещё Россию с использованием в первом эшелоне как раз германских соединений, сохранивших даже номера частей!
Наконец, в руках у США было атомное оружие! И тогдашний президент Гарри Трумэн не скрывал его истинного предназначения: «Если бомба взорвется, что, я думаю, произойдет, у меня, конечно, будет дубина для этих парней», имея в виду «сделать Россию сговорчивой в Европе».
Так что же смогло остановить нагрев «каши» новой войны на — холодной стадии?
Сила, остановившая Америку
Сила. Просто сила. Показанная в войне с Японией. Стремительные сокрушительные удары советских войск на фронте протяжённостью более 5 тысяч километров не оставили миллионной Квантунской армии ни одного шанса. За 24 дня были разгромлены 22 японские дивизии. Потери японцев убитыми составили 83 737 человек и свыше 640 тысяч — пленными.
Можно сравнить это с битвой, которая до сих пор воспевается в США чуть ли не как самое эпическое сражение Второй мировой войны, — взятие атолла Иводзима в феврале 1945 года. Там американцы в количестве 100 тысяч человек 40 дней выковыривали 22 тысячи японцев из окопов и укрытий. В том числе с помощью главных калибров флота. Когда же, наконец, вымучили славную победу, то оказалось, что потеряли около 26 тысяч человек — против 21 тысячи японцев, за которыми никакого «главного калибра» не стояло…
В свою очередь, Иводзиму можно сравнить со штурмом советским десантом острова Шумшу в Курильской гряде. Там был построен укрепрайон с гарнизоном в 8,5 тысяч человек, располагающими более 100 орудиями, 60 танками, более чем тремя сотнями бетонных артиллерийских дотов, дзотов и закрытых пулемётных точек. Против них советское командование смогло направить силы, несколько меньшие: 8,3 тысячи человек, 118 орудий и миномётов, около 500 пулемётов. Было ещё 64 корабля — впрочем, естественно, ничего сравнимого с американскими линкорами и авианосцами: два сторожевика, четыре тральщика, минный заградитель, плавбатарея, 8 сторожевых и 2 торпедных катера. Остальное — десантные суда.
Итог битвы был таким: потеряв убитыми и пропавшими без вести 540 человек, советские войска вывели из строя более 13 тысяч японцев. Из них более 12 тысяч взяли в плен. И ещё одно обстоятельство существенно: среди погибших русских было двое, закрывших своими телами вражеские амбразуры. В самый канун победы…
Именно быстрый, даже местами с элементами показательности, разгром Японии, и охолодил горячие головы американских военных, считают многие аналитики. В частности, даже американский автор Уорд Уилсон в своей статье в журнале «Форин полиси», озаглавленной, кстати, «Победу над Японией одержала не бомба, а Сталин», признаёт: «Традиционная версия, что Япония капитулировала из-за Хиросимы, удобна, так как она удовлетворяет эмоциональные потребности и США, и самой Японии. Какую выгоду извлекли США из традиционной версии? Репутация военной мощи США значительно улучшилась, влияние дипломатии США в Азии и во всем мире возросло, безопасность США окрепла… Напротив, если бы причиной капитуляции считалось вступление СССР в войну, Москва смогла бы утверждать, что за 4 дня ей удалось то, чего США не могли добиться 4 года, и представления о военной мощи и дипломатическом влиянии СССР окрепли бы…». И главное: «В период холодной войны утверждения, что СССР сыграл решающую роль, были бы равны пособничеству врагу».
Одним словом, такой силы и такого умения воевать американцы за Советским Союзом не подозревали. Оказалось, что трудные и кровавые победы СССР над вермахтом объяснялись не слабостью и отсталостью советской армии, а громадной силой германской. Той силой, лишь слабую тень от которой союзники застали в 1944 году в Нормандии и лишь от слабого шевеления которой в Арденнах побежали и запросили помощи у тех же русских.
И вот в августе 1945 года Советский Союз «за 4 дня» добился того, «чего США не могли добиться 4 года»! И при этом на него никакого видимого впечатления не произвела демонстрация нового, атомного оснащения США. Он принял атомные бомбардировки к сведению, но действовал так, как хотел и считал нужным сам. Более того: советские армии наступали так хитро, быстро, умело и неожиданно, что забросать их хоть и сотней атомных бомб — большого военного эффекта это не произвело бы.
Но у США на тот момент не было ни сотни, ни даже одной атомной бомбы. Было две — обе потратили. И при любом дальнейшем обострении отношений у Москвы будут развязаны руки, украшенные бугристыми мышцами прошедших Крым и Рым фронтов, а Вашингтону даже своим супероружием им не ответить! Беда!
Мы выиграли первых конфликт холодной войны
Военные это поняли сразу. Отчего мгновенно поскромнели в своих усилиях первыми отхватить у японцев наш Порт-Артур. Был эпизод: соблазнившись кажущейся слабостью разгромленной Квантунской армии, решили они принять непосредственное участие в разделе Китая. А для этого — захватить Ляодунский полуостров. Оказалось, однако, — не успели: в Порт-Артуре и Дальнем уже высадились советские десантники. И когда всё выбросившие на берег первые партии войск янки убедились, что тут их встречают не деморализованные японцы, а суровые русские, и им тут не рады, — немедленно погрузились обратно, а своё появление предложили считать визитом вежливости в помощь русскому союзнику.
Видимо, тогда и начал складываться закон: чем сильнее русский, тем злее на него американские политики, но тем предупредительнее с ним американские военные.
И тогда же, в ходе русско-японской войны 1945 года, был в значительной мере обеспечен мир на Земле, пусть и в состоянии холодной войны. Ибо единственное, что сдерживало американцев от применения против СССР ядерного оружия — вплоть до 1970-х годов, когда действительно был достигнут паритет по ядерным вооружениям на стадии «взаимного гарантированного уничтожения», — это память о порке, которую Советская армия задала японцам в Китае. Людям из Пентагона было ясно: если что, русские в таком же стиле быстро и решительно пройдут сквозь все порядки НАТО в Европе, и атомные бомбёжки их не остановят.
Вот потому и приводит военно-историческая логика к выводу: русско-японская война 1945 года была в геополитическом смысле первой схваткой уже начавшей войны холодной. И в этой схватке, победив Японию, Россия победила и Америку. Не саму, конечно, — но победила тот её вечный милитаристский амок, впадая в который от долгой безнаказанности, она начинает нести миру «свободу» и «демократию» за створками своих бомболюков…
«Да, мы выстояли в холодной войне, потому что выиграли первый конфликт в её рамках — войну с Японией, — соглашается адмирал Васильев. — Мы и сегодня должны быть готовы к самому плохому развитию событий, к самому негативному. Нам поджигают ситуацию то справа, то слева: если не Прибалтика, то Приднестровье, если не Грузия, то Украина. И так далее. Президент ведь недаром уже предупредил Запад: „Ребята, вы переступили красную черту“. Хотя мы-то по-прежнему готовы конфликты нивелировать, смягчать и выстраивать хорошие партнёрские отношения».
Вот он и получается, урок 2 сентября 1945 года. Чтобы не создавать, а нивелировать конфликты были готовы наши американские так называемые партнёры, перед их носом нужно постоянно держать свежую памятку того, чего может сделать русская армия с… Ну, пусть не с ними, ибо чем русская армия сильнее, тем миролюбивее становятся «партнёры». Но хотя бы с теми, с кем они сами не могли справиться…