США все же приступили, игнорируя нормы международного права, к нанесению авиаударов по территории Сирии.
США все же приступили, игнорируя нормы международного права, к нанесению авиаударов по территории Сирии с целью, как было публично объявлено, уничтожения баз террористической группировки Исламское государство (ИГ). Как заявил официальный представитель Пентагона Джон Кирби, вооруженные силы США и силы государств-партнеров ведут военные действия против террористов ИГ в Сирии с использованием различных типов истребителей и бомбардировщиков, крылатых ракет «Томагавк». От американских военных журналистов также стало известно, что первая волна ударов по позициям ИГ длилась полтора часа, затем операция была продолжена. Использовались самолеты ВВС и ВМС США, в частности истребители F-22 «Рэптор», а также крылатые ракеты, запускавшиеся с американских кораблей в Персидском заливе и Красном море. Под ударами оказались около двух десятков целей, включая штаб-квартиру группировки в городе Ракка на востоке Сирии. Кто уже присоединился к сирийскому этапу американской операции? Согласно данным информагентства «Ассошиэйтед пресс», это Иордания, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
Что касается отправной точки этого тревожного развития событий, то решение о нанесении ударов по позициям боевиков из ИГ на сирийской территории было принято в понедельник Центральным командованием Вооруженных сил США в соответствии с полномочиями, которыми наделил его президент Барак Обама. Нанесение авиаударов по исламистам не только в Ираке, но и в Сирии — одна из главных составляющих стратегии борьбы с ИГ, разработанной Вашингтоном и изложенной недавно Обамой.
До сих пор американские ВВС бомбили их позиции лишь на иракской территории. С 8 августа они осуществили там более 170 ударов по боевикам.
Примечательно, что, заявляя об отсутствии необходимости получать согласие у Дамаска на проведение такого рода акций на сирийской территории, Вашингтон все же вступил в контакт с официальными лицами Сирии. Правда, как заявил 23 сентября представитель МИД Сирийской Арабской Республики (САР), «американцы проинформировали представителя Сирии при ООН, что удары будут осуществляться по позициям группировки ИГ в Ракке». Дипломатично и, соответственно, туманно. Хотя, по сути, — поставили перед фактом. И только? Как же насчет сирийского однозначного согласия на применение США авиации и ракеты против ИГ? Об этом пока можно только гадать. И если «добро» от Дамаска получено так и не было, то появляется вполне реальная угроза вооруженного конфликта, одной из сторон в котором будет Сирия. Ведь, как заявил 11 сентября вице-премьер — министр иностранных дел САР Валид Муаллем, любая военная акция со стороны США на территории Сирии, проведенная без разрешения правительства ближневосточной страны, «будет рассматриваться как агрессия».
Какие последствия может принести такое развитие событий — вполне очевидно. Именно поэтому Вашингтон неоднократно предупреждали о необходимости вступить в контакт с Дамаском для получения согласия на авиаудары по террористам, которые, надо признать, создают на сирийской земле массу проблем и несут реальную угрозу как властям, так и населению — в частности, боевики ИГ стремительно наступают на Кобани, 532 км от Дамаска, из города уже бежали тысячи человек. Среди тех, кто призывал и призывает Белый дом к здравомыслию, — Россия. Так, в ходе телефонного разговора президент РФ Владимир Путин заявил генсекретарю ООН Пан Ги Муну, что «нанесение авиаударов по расположенным на территории Сирии базам террористов „Исламского государства“ не должно осуществляться без согласия сирийского правительства». Глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркнул в беседе по телефону госсекретарю США Джону Керри «важность скоординированных, без двойных стандартов, действий мирового сообщества для противодействия этой угрозе, призвав воздерживаться от искажения фактов в сирийском контексте; необходимость строгого следования Уставу ООН и нормам международного права, безусловного уважения суверенитета Сирии при реализации планов формируемой США коалиции, включая силовую операцию».
Однако, демонстрируя извращенную под военно-геополитические цели логику, американская администрация упорно не желала — да и не желает — слышать такие призывы, исходившие далеко не только от Москвы.
Так, постоянный представитель США при ООН Саманта Пауэр утверждала, что «иракцы обратились к международному сообществу с просьбой защитить их от ИГ, действующего как в самом Ираке, так и в других странах. Под этим подразумевалась, конечно, Сирия. Мы полагаем, что у нас, в соответствии с Уставом ООН, есть правовые основания /для нанесения ударов/". Естественно, что аналогичную позицию заняли и ближайшие союзники США, например Франция. По словам главы французского МИД Лорана Фабиуса, «с нашей точки зрения, нет никаких юридических препятствий для реагирования на атаки «Исламского государства» в Ираке, равно как и в Сирии».
Такая вольная трактовка норм международного права и фактическое начало авиационной операции против ИГ на сирийской территории потенциально грозит серьезным осложнением ситуации в этом регионе мира, если не сказать вооруженным конфликтом. Ведь если Вашингтон действительно только поставил Дамаск перед фактом, и если сирийский режим будет последователен, то США могут получить отпор. Ведь, согласно опубликованным в СМИ данным, Сирия обладает вполне боеспособными силами противовоздушной обороны. Их численность составляет, по имеющимся оценкам, порядка 40 тысяч человек плюс 20 тысяч резервистов. По концентрации сил и средств ПВО Сирия превосходит все остальные арабские страны и даже не уступает в этом аспекте ряду государств за пределами региона. На вооружении сирийской ПВО есть пусть и не новейшие, но вполне еще эффективные зенитно-ракетные комплексы. Что касается ВВС страны, то они весьма многочисленны, хотя парк боевых самолетов в большинстве своем устаревший. Тем не менее, вести воздушные сражения есть чем.
Как бы там ни было, но еще большую тревогу вызывает вторая составляющая подписанного Обамой закона (первая — авиаудары по ИГ в Ираке и Сирии) — это вооружение и соответствующая подготовка умеренной сирийской оппозиции, в частности «Сирийской свободной армии», для, как заявляется официально, наземной борьбы против исламистов.
Документ предусматривает, что американские инструкторы будут готовить бойцов не на территории Сирии, а в сопредельных странах. На это выделяется 500 млн долларов.
Ранее СМИ сообщали, что США рассматривают возможность подготовки сирийских мятежников на базах в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре и Турции.
Подобная идея уже вызвала обеспокоенность в международном сообществе. Так, постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин заявил, что рискованно уповать на то, что борьбу против ИГ в Сирии «поведет так называемая умеренная оппозиция, стоит ее лишь как следует вооружить». «Вспомним, что в Ираке многих военных успехов ИГ добилось, используя захваченное этой группировкой американское оружие, ранее поставленное в страну», — отметил Чуркин. На опасность таких усилия обращали внимание и официальные лица ряду других государств.
И обоснованность такой тревоги фактически подтвердили представители как самих США, так и тех стран, которые четко следуют в фарватере американской политики, в том числе на Ближнем Востоке. По словам Пауэр, «военная подготовка поможет повстанцам и в борьбе с режимом президента Башара Асада». А Фабиус подчеркнул, что «поддержка умеренной оппозиции — это необходимость», поскольку, содействуя противникам Дамаска, можно добиться успеха в борьбе как с исламистами из ИГ, так и с «режимом сирийского президента». Примечательно мнение начальника Генштаба вооруженных сил Ирана Хасана Фирузабади, который заявил, комментируя сколачивание США антитеррористической коалиции, следующее: «Аальянс, который они создают, скорее нацелен на достижение контроля над территориями Ирака, Сирии и других государств под предлогом борьбы с боевиками из террористических организаций».