Российские политические партии уже вступили в борьбу за предпочтения крымчан, и прикидывают шансы на выборах «в провинции у моря».
Как и ожидали жители воссоединенных с Россией Крыма и Севастополя, жизнь на полуострове начинает входить в нормальное русло. И вот речь идет уже не только о перезапуске инфраструктуры, восстановлении промышленности, в том числе элементов еще советского ВПК, но и о новой политической системе. Российские политические партии уже вступили в борьбу за предпочтения крымчан, и прикидывают шансы на выборах «в провинции у моря».
Сделать выбор между «Единой Россией», КПРФ, эсерами и либеральными демократами жителям полуострова предстоит не в первый раз. Местные граждане РФ здесь в Крыму голосовали на выборах депутатов Государственной Думы в декабре 2011-го. Тогда здесь было зафиксировано почти 15 тысяч активных избирателей. В российском консульстве эту явку называли тогда невысокой.
Но результаты голосования здесь все же могли бы дать некоторые представления о шансах на гипотетических выборах. Большинство голосов в Крыму тогда получила «Единая Россия». Значимые для нашего анализа результаты также показали здесь ЛДПР и КПРФ. Это соотносится и с нынешним составом госсовета республики, сформированным по итогам выборов в 2010-ом году. Большинство мандатов здесь контролирует «Партия Регионов», партнер российской правящей партии. Они даже агитировали друг за друга.
Как раз в конце 2012-ого здесь прошел крупный межпартийный форум с говорящим названием «Крым — мост дружбы Украины и России». Тогда объединить народы не получилось, но теперь именно «партия Путина» может рассчитывать на поддержку старых и новых граждан России. В конце концов, ведь именно жесткая позиция Владимира Путина на протяжении всего кризиса позволила жителям полуострова «вернуться домой».
Этот же фактор памяти может повысить популярность и другой российской политической силы. Российские и украинские коммунисты сотрудничают, пожалуй, даже дольше, чем регионалы с единороссами. И, в то время, как один из лидеров российской правящей партии Сергей Неверов в своих комментариях о будущем Крыма говорит про «завершение организационно-правовых процедур», оппозиционеры вовсю заняты воссоединением с товарищами из крымской КПУ.
Есть все основания полагать, что этот процесс пойдет быстрее, чем у российской партии власти. Ведь это вероятно будет простое объединение, в то время как для «Единой России» лучше пойти по длинному пути формирования региональных отделений в Крыму и Севастополе с нуля. И не только из-за отсутствия идеологического тождества с бывшей партией власти на Украине. Местные регионалы в контексте нынешнего политического кризиса, ассоциируются, скорее с хитрым и слабым Виктором Януковичем. Так что прямое слияние политических партнеров может сработать не на пользу «Единой России» на будущих выборах.
С другой стороны, если уж говорить о факторе памяти, именно принятое коммунистами решение о передаче территории Крыма УССР называют корнем нынешних проблем.
И воспоминание об этом историческом факте должно сыграть не на пользу КПРФ в будущем. Что вряд ли можно сказать о новых коммунистических партиях, которые, как и в России, будут стремиться отобрать у зюгановцев все бонусы «красного бренда», оставив им лишь отрицательные ассоциации.
И, если уж мы вспомнили о новичках российской политической жизни, то на крымской земле они, пожалуй, будут выступать на равных со старожилами. У патриотических сил даже есть кое-какое преимущество. Например, «Родина» могла бы рассчитывать не только на попадание в тот же ассоциативный ряд с Путиным, что и единороссы. Одноименная политическая сила, к тому же близкая им как идеологически, так и из-за пророссийской риторики, уже несколько лет будоражит укронационалистов и сторонников евроинтеграции, истинных и мнимых. В первую очередь, в Одессе, но и в Крыму тоже. И участники этого политического движения могли бы стать подспорьем для активистов российской «Родины».
Впрочем, наиболее важным моментом, в соответствии с русской политической традицией последних лет, должны стать политические предпочтения местных лидеров. И здесь, во всяком случае пока, преимущество на стороне «Единой России». Сергей Аксенов, председатель крымского совета министров, возглавляет всеукраинскую партию «Русское Единство», чей логотип неспроста похож на символ российской правящей партии.
Что же до героя Севастополя Алексея Чалого, то он еще до стремительных событий крымской весны был замечен в поддержке местных регионалов.
Часть депутатов от «Партии Регионов» он в совете фактически полностью контролировал, возглавляя, наряду с другим известным севастопольским политиком — Валерием Саратовым — обособленную группу политического влияния в городе-герое. Впрочем, в отличие от Чалого, его политический партнер воспринимается крымчанами настороженно. Достаточно сказать, что в Севастополе ожидали от него любых шагов, вплоть до агитации за «новую власть». Впрочем, на полуостров он прибыл из Киева только в марте, перед самым референдумом, когда вопрос независимости стал фактически решенным делом. До этого Саратов работал в Киеве, занимая должность председателя Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины.
Впрочем, в данном контексте, важна приверженность обоих севастопольских политиков «Партии Регионов», достаточная для того, чтобы присоединиться к российской партии власти. Но не столь сильная, чтоб ассоциироваться с Виктором Януковичем и его сторонниками.