21 ноября, четверг

Крым – русский Израиль

04 января 2014 / 14:31
политолог, заместитель директора Центра поддержки региональных инициатив НИУ «Высшая школа экономики» (2012−13)

Вслед за исторической справедливостью нужно восстанавливать и экономическую: Крым располагает возможностями для того, чтобы стать регионом-донором.

Республика Крым и город Севастополь недавно вошли в состав Российской Федерации и находятся в центре не только политической, но и экономической повестки дня. Но вслед за исторической справедливостью нужно восстанавливать и экономическую: Крым, по словам президента и главы правительства, располагает возможностями для того, чтобы стать экономически самодостаточной территорией и регионом-донором. Шанс на это у Крыма, впрочем, мог появиться только после воссоединения с Россией, для которой стабильное развитие полуострова и благополучие его жителей теперь автоматически стало одним из ключевых стратегических приоритетов.

Украина воспринимала Крым иначе. При всех киевских пропагандистских запевах о важности региона, очевидно: Крым, переживший за последние 25 лет и «автобусы дружбы» с Галичины, и образовательно-языковые эксперименты Киева, и унизительное положение заброшенного региона со скудными дотациями, был нелюбимым ребёнком, а не территорией приоритетного развития. Украину за многолетнее нерадивое отношение к Крыму в наших СМИ не лягнул только ленивый.

Впрочем, когда речь заходит о приоритетах для Крыма, становится понятно, что с ними всё далеко не очевидно и для наших публицистов.

26 марта в «Известиях» по теме высказался Егор Холмогоров — со статьёй сколь справедливой в отдельных моментах, столь и склонной к серьёзной недооценке крымского потенциала, который далеко не сводится к рекреационному и туристическому.

Крым — это гораздо больше, чем курорты. Он по своей миссии и потенциалу гораздо больше, чем заявленное «русское Средиземноморье в миниатюре». Это — русская Земля Обетованная.

Пафоса в подобной аналогии нет, и дело не только в культурно-историческом значении: сельскохозяйственный, научный и образовательный потенциал Крыма, при условии деятельной федеральной поддержки и хорошей работы крымских властей, может быть сомасштабен израильскому.

Начнём с того, что рекреация — это хорошо. Вот только если исходить из того, что Крым — это прежде всего курорт (море, горы, пляж), то каждую осень полуостров нужно закрывать на замок до весны. Это, безусловно, не так — и если такое отношение позволяла себе дезорганизованная украинская власть, то в России всё обязано быть выстроено иначе. Системный подход к развитию Крыма, о котором говорит Холмогоров, как раз и должен учитывать все возможности развития полуострова — а не только туризм.

Первое.

Крым при невысоких даже на уровне бедствующей Украины показателях качества жизни сохранил сильную научную, образовательную и отчасти кадровую базу.

ТНУ им. Вернадского в Симферополе и ряд других вузов Крыма, включая в том числе специализированные (агротехнический и технологический), и ладно скроены, и крепко сшиты. Есть на полуострове и крепкие кафедры с хорошей научной базой, и инновационно активные предприятия, и перспективные разработки в медицинской и сельскохозяйственной сфере. Словом, создание здесь нового федерального университета, о чём уже дало чёткий сигнал руководство России — не прихоть и не блажь, а решение обоснованное. Безусловно, не обойдут стороной необходимость внедрения в экономику региона новых технологий и решений и федеральные институты развития — от «Сколково» до венчурных фондов.

На раскрытие потенциала Крыма и создание новых возможностей для двух миллионов его жителей должны сработать и решения, подготовленные по итогам встречи Путина с Медведевым на минувшей неделе и озвученные в понедельник, 31 марта на совещании правительства России, которое впервые прошло в самом Симферополе. Среди них, в том числе, форсированное подтягивание уровня жизни крымчан до российских стандартов — Владимир Путин уже дал поручение обеспечить к 1 августа поэтапный рост зарплат служащим государственного сектора и бюджетных учреждений в Крыму. Был принят отдельный пакет поручений по обеспечению финансовой и банковской стабильности; последнее актуально в свете бегства из региона банков, контролируемых прокиевскими олигархами. Сформировано отдельное курирующее министерство: МинКрыма, которое возглавит бывший замглавы Минэкономразвития Олег Савельев, призвано обеспечить принятие и согласование без проволочек всех государственных программ развития полуострова. Создан отдельный правовой режим для Крыма: обсуждается широкий набор налоговых льгот, каникул, сниженных ставок в рамках создания Крымской особой экономической зоны — это придаст толчок развитию на полуострове новых производств.

Второе.

Говоря о собственно производственной сфере: у Крыма, как и других субъектов Юга России, хорошие возможности для форсированного развития двух сфер народного хозяйства по упомянутому израильскому пути.

Для более депрессивного, аграрного севера полуострова, о котором публицисты предпочитают помалкивать, шансом станет развитие сельского хозяйства с активным внедрением современных биотехнологий и инновационных решений в целом. Забавно, но о формировании агросектора XXI века как ключевом приоритете для Крыма говорила и принятая при украинских властях стратегия Крыма до 2020 года. То, о чём много твердил и чему мало помогал Киев, должна сделать Москва, у которой для развития родной земли и ресурсов больше, и желания.

Для городов и рекреационной зоны на Юге полуострова двигателем роста может стать другое направление — высокотехнологичные медицинские технологии. Активное их применение в том же туристическом деле, может также помочь растянуть курортный сезон в обе стороны минимум на месяц-два.

Об этих направлениях и смежных с ними секторах производства и услуг пока не говорится вообще или говорится слишком мало — а между тем они могут создать мультипликативный эффект, вытянув за собой целые отрасли экономики.

Третье.

Говоря о неуместной в Крыму гигантомании, Холмогоров лукавит. Для Крыма будут жизненно важны несколько крупных проектов.

Однозначно потребуется расшивка узких мест в транспортной системе: не только в дорожной сети на территории самого полуострова, но и в строительстве пресловутого моста через Керченский пролив. Как говорят и представители экономического блока, и Ростуризма, и эксперты — необходимо предусмотреть и автомобильное, и железнодорожное движение.

При этом до строительства моста потребуется постоянно работать на снижение цен на пассажирские авиаперевозки (перед правительством такая задача уже стоит), а также улучшить паромное сообщение. Сейчас публицисты в социальных сетях и блогах рассуждают о необходимости более частых рейсов парома, забывая о том, что сегодняшний вмещает лишь несколько десятков машин. Потребуется и новый паром, и модернизация причальной стенки.

Да и крымские аэропорты в перспективе потребуют реконструкции и расширения терминалов. То же касается и развития ключевых портов на полуострове, обеспечения энергетической безопасности и бесперебойной работы систем водоснабжения. Учитывать это нужно уже сейчас.

Всё это — огромные и жизненно важные для Крыма и Черноморского региона России проекты, сами по себе представляющие большой управленческий вызов для федеральной и региональной власти.

Резюмируя: нельзя рассматривать Крым как дорогую игрушку или политический приз, чем грешат некоторые комментаторы.

Крым теперь — наряду с Дальним Востоком (кстати, средства, выделяемые на развитие дальневосточных регионов, как уже отметил вице-премьер Трутнев, никуда перекидываться не будут) — приоритетный регион стратегического значения для всей страны. А в такие регионы в мировой практике не стеснялись вкладываться многие державы — в том числе США (Долина Теннесси), Китай (Северо-Восток и портовые зоны), Канада…

Все нынешние вложения в Крым в определённый момент окупятся: и финансово, при условии развития на полуострове не только турзоны, но и производств с мультипликативным эффектом; и геополитически — ведь благополучие и самодостаточность двух миллионов своих новых граждан для России главный объект инвестиций.

Наконец, крымский проект — серьёзный вызов для федерального правительства и властей Крыма; при том объёме внимания и поддержки, который он получит, у нас возникает шанс увидеть своими глазами долгожданную историю успеха в территориальном развитии в Черноморском регионе.

А следить будут очень внимательно.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

тэги
читайте также