21 ноября, четверг

Камбербатчина высшего сорта подается без клюквенного соуса

18 января 2017 / 14:02
религиовед, культуролог

Потому что в четвертом сезоне "Шерлока" клюквы нет. Да и вообще, многое изменилось. Ушли в прошлое линейные сюжетные линии, неуместная чопорность, полукомиксные истории, эмоциональная размеренность.

На весь сезон всего один квирбейтинг (безобидный гомосексуальный троллинг с целью привлечения аудитории). Шутки кончились, у сериала начался период взросления. Нечастый случай, когда повествование уходит не вширь, а вглубь.

Типовой случай роста повествования вширь - легендарный "Lost". При всех неоспоримых достоинствах этого продукта... а достоинств было много. Не считая редких случайных предтеч из девяностых ("Секретные материалы", "Твин Пикс", "Скользящие" и ещё парочка), "Lost" - первый сериал с повышенной степенью крутизны и величия. И да, именно "Лост" задал сериальный стандарт на годы и годы вперед.

Ближайший пример - фильм "Унесенные ветром", который раз и навсегда поставил точку над киданием тортами и политыми поливальщиками и еще в 1939-м дал летального пинка мэрипикфордовскому пафосу и задал драматическую и драматургическую структуру, которая и поныне считается каноном, нравится это кому-то или нет.

И при всех заслугах перед вечностью "Остаться в живых" грешит именно неоправданно раздутой шириной, и, как ни странно, стагнацией, уже с середины третьего сезона.

Все попытки авторов завлечь зрителя сводились к пресловутому развитию вширь - "Сойер, смотри, у тебя за спиной внезапно пещера! Там нарисован древней кровью профиль доктора Джека, пойдем разведаем!"

Новый сезон "Шерлока" же уводит зрителя из привычной колыбели расслабленно-вычурной истории на неведомые дорожки.

Призма авторского восприятия сдвинулась по фазе, и вектор неизбежно изменился. На первый план вышли не детективные составляющие, а личности, рамсы и переживания героев, вкупе с чарующей бытовухой. То самое, за что мы в свое время привечали «Во все тяжкие» и «Настоящий детектив». И именно поэтому новые эпизоды смотрятся выигрышно по сравнению с ранними. Холмс, Ватсон, Майкрофт и другие больше не выглядят картонными персонажами дель арте, арлекинами и коломбинами.

Впрочем, есть и более классические примеры. В первую очередь вспоминается "Амберская" сага Роджера Желязны. Второе пятикнижие не блещет былой динамичностью, зато наконец-то показывается кухня, раскрываются образы, показан быт той впечатляющей вселенной.

Или «Китайский квартал». Шедевр Романа Полански, а сценарий легендарного Роберта Тауна до сих пор разбирается по строчкам во всех киношколах мира. И когда через пятнадцать лет Джек Николсон загорелся идеей продолжения, беглый Полански лично благословил Джека сесть в режиссерское кресло. Новый сценарий написал опять же Таун. И этот сиквел, "Два Джейка", вышел даже посильнее оригинала.

Или даже, на худой конец, "Атака клонов". Дождливые пейзажи, бытовые дрязги, джедаи бухают по гоповатым галактическим барам, ворчат о субординации, и прочие компоненты ткани сюжета, благодаря которым начинаешь до дрожи верить в реальность происходящего.

Авторы сериала "Шерлок", Моффат и Гэттис, также не побоялись шагнуть в неизведанный перпендикуляр, довольно рискованный маркетинговый шаг, зато все получилось. Герои перестали быть плоскатиками и обрели осязаемое дыхание.

Да, Холмс ходит почти все время диковатый и/или упоротый; да, появляется банальная (Пропп и Потебня бы так не сказали) тема "I see dead people"; да, в третьей серии Ватсон распутал момент раньше легендарных братьев Холмс, но ведь так и должно быть, развитие и метаморфозы.

Конечно, найдутся ортодоксы, которые будут сетовать на лютое расхождение с книгами сэра Конан Дойля. Ну, так никто и не обещал кальку.

Журналисты как-то спросили у Джона Леннона: "Почему на концертах вы регулярно перевираете ваши же оригинальные тексты?"

Джон усмехнулся и ответил: "Кто любит классическое звучание – милости прошу покупать пластинки – там всё ровно так, как вы привыкли".

Бессмертные книги сэра Артура продаются во всех книжных этой прекрасной страны, качаются на всех трекерах (запрещены в РФ), выдаются во всех библиотеках. Там все оригиналы есть, небеса милосердны, welcome!

Но если наступить на горло прогрессу и развитию, куда ж мы скатимся? Куда ж нам плыть?

Новый сезон, несмотря на все иногда даже уместные постмодернистские финтифлюшки, получился.

Хочется надеяться, что пятый сезон будет еще лучше, и, желательно, без спойлеров от Конан Дойля. Само название «Шесть Тэтчер» раскрыло посвященным всю детективную интригу первой серии, как верно подметили уважаемые коллеги.

Слава небесам, детективная интрига – ныне и присно больше не главное в "Шерлоке".


тэги
читайте также