Владимир Путин договорился с японским премьером Синдзо Абэ о совместной хозяйственной деятельности на островах Малой Курильской гряды.
В принципе, предложение не новое, оно уже озвучивалось, но тогда было японцами отвергнуто как требующее их фактического признания суверенитета России над островами. Теперь же к нему вернулись, причём на основе российского законодательства, которое будет регулировать эту деятельностью
Фактически суверенитет России признан
А вот как им распорядиться? Нельзя же просто так японцев взять и запустить на острова: очень много возникнет конфликтных коллизий. Скажем, вулкан Кудрявый с его рениевым "извержением". Им ведь тоже захочется к нему прильнуть. Или захотят они отели построить (а у нас на все Курильские острова всего 70 мест в отелях и гостиницах, и далеко не 5 звёзд). А там у военных интересы. Или появятся в этих местах в перспективе. А рабсила чья? Японская? А управление японской рабсилой на японском предприятии будет по российским законам? По логике, предполагается именно это. А на деле как будет?
А налоги? В чей бюджет? А рыболовство? Российская экономическая зона – она тоже в совместном хозяйственном ведении? Тогда как пограничникам гонять японских браконьеров – а таковые будут непременно?
Словом, уже при первом осмыслении ситуации возникает столько вопросов и проблем, что непонятно даже, с какого бока тут подойти.
И опыт проекта "Сахалин-2" тут не поможет: после ряда метаний и капитуляций в 90-е годы Россия навела свой порядок – но там-то с правовым положением всё ясно. А тут – совместная хозяйственная деятельность. Как её регулировать?
Шпицберген, он же Грумант, он же…
Вообще говоря, в мире подобный опыт есть. Он освоен на архипелаге Шпицберген, по-русски – Грумант.
История, в чём-то похожая на острова из Малой Курильской гряды. Кто открыл первым – доподлинно неизвестно. Кто начал первым осваивать – тоже. Плавали за добычей туда все - от русских поморов до датчан и даже голландцев. Когда там открыли угольные месторождения, первыми за ни ухватились двое – Норвегия и Россия.
Плюс к этому на Шпицбергене не было постоянного коренного населения. Классическая "ничья" земля, где любом может заниматься, чем хочет: законов и писанных правил тоже не существовало.
Так что конфликты вокруг его суверенитета начались ещё в XVII веке. Россия в них не участвовала, но по факту поморы там жили практически постоянно, хотя и, как сейчас бы сказали, на "вахтовой" основе.
В конце концов, 9 февраля 1920 года в Париже был подписан так называемый Шпицбергенский трактат, в котором, наконец, был определён международно-правовой статус архипелага.
Первое и основное: он установил над архипелагом суверенитет Норвегии. Жители архипелага Шпицберген должны следовать норвежскому законодательству. Но при этом государствам-участникам трактата предоставлялось равное право на эксплуатацию естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод.
А таких участников, между прочим, было ни много ни мало – 39 государств. Вплоть до Новой Зеландии и Южной Африки.
По факту это означало, что любой гражданин и любая фирма страны-подписанта имеет право проживать, работать и вести бизнес на архипелаге. У всех равные права на рыболовство, охоту, на ведение любого вида морской, промышленной, горнодобывающий или торговой деятельности.
Кроме того, трактат определял Шпицберген строго демилитаризованной зоной с запретом на создание военных баз и вообще на любое использование архипелага для военных целей.
Позднее, в 1925 году, эти положения были уточнены в Законе о статусе Шпицбергена. Согласно документу, архипелаг становился территориальной единицей Королевства Норвегия, но с ограничениями государственной власти, которые были перечислены в Шпицбергенском трактате.
Годится ли такой опыт для Курил?
Что из всего этого вышло в итоге? Фактически всеми правами, изложенными в трактате, воспользовался Советский Союз. Он расположился на Шпицбергене всерьёз и надолго, начав здесь добывать уголь. Были построены свои населённые пункты, шахты, даже самая северная в мире действующая железная дорога.
Вот только те, кто там бывал из русских, прекрасно знали, что подчиняться будут не норвежским, а своим законам, что норвежская юрисдикция на самом деле на русскую часть архипелага фактически не распространяется, что власть любого партсекретаря тут выше, нежели представителя норвежской полиции. Фактически архипелаг был поделён на две части – при формальном подчинении норвежской юрисдикции.
Не грозит ли такая же опасность тем Курильским островам, что должны стать объектом совместной хозяйственной деятельности?
На этот вопрос ответил экономический аналитик из Санкт-Петербурга, занимавшийся в том числе темой Шпицбергена, Дмитрий Литвинов.
"Да, обсуждая вопросы совместного российско-японского использования Курильских островов, в качестве примера такого использования приводится российско-норвежское использование Шпицбергена, - согласился он. - Однако такое сравнение не может считаться корректным. И вот почему.
Международно-правовой статус Шпицбергена определён одноимённым трактатом, подписанным 9 февраля 1920 года в Париже. В настоящее время Россия является государством, имеющим на острове наряду с Норвегией особые экономические интересы. Но при этом Шпицберген является международно-признанной территорий Норвегии, и его государственная принадлежность Россией не оспаривается".
Фактически Россия и Норвегия в части реализации своих экономических интересов на архипелаге действуют самостоятельно и автономно друг от друга, подчеркнул эксперт. Как такового совместного использования нет. И тем не менее и в этом случае, несмотря на сложившееся положение дел, норвежская сторона периодически высказывает недовольство тем или иными шагами нашей страны, касающейся Шпицбергена.
Что же касается Курил, то объективная заинтересованность Японии в минерально-сырьевой базе и биоресурсах Курильских остров понятна. "Однако рост масштабов экономического присутствия японских компаний на островах объективно ограничен военно-политическими интересами России, что в будущем может породить появление новых конфликтных ситуаций в отношениях двух стран, - отметил Литвинов. – При этом сложность совместного использования островов существенно осложняется тем, что Россия и Япония считают их своими территориями, и нет оснований полагать, что стороны изменят свои позиции".
Так что, учитывая, что Россией и Японией обсуждается именно совместное использование Курил в части сотрудничества в сфере экономики, культуры и здравоохранения, то сравнение со Шпицбергеном является некорректным в силу указанных выше причин, указал Дмитрий Литвинов. "В этой связи необходима глубокая проработка всех деталей сотрудничества, позволяющих развивать российско-японские культурно-экономические контакты и при этом минимизирующих возможности заинтересованных политических сил Японии предпринимать шаги, идущие вразрез с национальными интересами России", - подчеркнул эксперт.