Клинтон, хотя официально и не объявляет о своих президентских амбициях, скорее всего, по мнению экспертов-политологов, практически наверняка вновь ввяжется в сражение за Белый дом.
Хиллари Клинтон, Хиллари Дайан Родэм Клинтон. Бывшая первая леди США, экс-сенатор Конгресса, государственный секретарь в недалеком прошлом. А еще она боролась за право представлять Демократическую партию на президентских выборах, однако потерпела неудачу — фаворитом однопартийцев стал нынешний глава государства Барак Обама. Вот об этой пока не состоявшейся ипостаси и есть смысл поговорить уже сегодня, хотя до голосования в первый вторник ноября 2016 года остается еще много времени. Дело в том, что Клинтон, хотя официально и не объявляет о своих президентских амбициях, скорее всего, по мнению экспертов-политологов, практически наверняка вновь ввяжется в сражение за Белый дом.
Правда, ей будет несколько сложнее вести борьбу за пост американского лидера уже потому, что нынешний существенно подгадил однопартийцам за время пребывания в должности президента. Другими словами, хорошо бы дистанцироваться от обамовского багажа непопулярных мер как во внутренней, так и во внешней политике (впрочем, как глава госдепартамента Клинтон до какой-то степени замазана в просчетах и ошибках в решении внешнеполитических проблем, что требует от нее просто ювелирного мастерства в плане критики своего экс-начальника). Сюда, пожалуй, можно добавить и стиль выступлений первого чернокожего обитателя Белого дома — в интернете предостаточно ссылок на его высказывания, демонстрирующие его незнание реалий или просто глупые оговорки (примечательно, что одна такая база в сети называется «Уже 200 и счет продолжается»).
Так вот, в середине августа Клинтон уже провела первую атаку на послужной список президента-однопартийца, чем, надо сказать, вызвала определенное недовольство со стороны влиятельных членов Демократической партии — осуждать своих же считается в политике моветоном.
Однако — к сути. В интервью американскому журналу «Атлантик» она выступила с обвинением, что именно внешнеполитические просчеты администрации Обамы стали главными причинами роста мощи и активности боевиков в Ираке и Сирии, в том числе из состава террористической группировки «Исламское государство». Не сенсация. Тем не менее, весьма символично для понимания амбиций Клинтон — подобные утверждения уже звучали в адрес президента, но, как правило, со стороны оппонентов из Республиканской партии. Дальше больше — потенциальная соискательница кресла в Белом доме не оставила, по сути, камня на камне от руководящего девиза Обамы во внешней политике «Не следует делать глупостей». Вердикт Клинтон: «Великим державам нужны организующие принципы, а „не делай глупостей“ — это не организующий принцип». Последовавшие за интервью события лишь подтвердили и подчеркнули политическую мудрость бывшей первой леди. Через своего пресс-секретаря она заявила, что ее недавние критические комментарии об Обаме не следует рассматривать как личные нападки на него и его внешнеполитический курс. А сама Клинтон даже позвонила Обаме. То есть, речь идет о мастерски обставленной и разыгранной заявке на принципиальность и объективность. Все как в знаменитой фразе «Платон мне друг, но истина дороже»…
Не обошли вниманием пикантное положение Клинтон и главные политические соперники демократов. Так, комментируя ситуацию, республиканец Митт Ромни (соперник Обамы на выборах 2012 года) заявил, что «попытки Клинтон дистанцироваться от внешнеполитического наследия Обамы понятны, однако они имели бы больший вес, если бы она не занимала в течение четырех лет пост государственного секретаря США». А его напарник в президентской гонке (на пост вице-президента) Пол Райан предупредил, что при Клинтон федеральное правительство лишь продолжит разбухать, как и в годы правления Обамы, а значит делать на нее ставку вряд ли следует.
Крайне продуманным был шаг с публикацией в этом году книги «Сложные решения» (635 страниц, порядка 100 цветных фотографий), в которой Клинтон описывает не только то, что происходило в годы (2009 — 2013) ее пребывания на посту главы государственного департамента — в какой тональности и с какими выводами об ответственности вполне понятно, — но уделяет место более личным вопросам, которые всегда интересуют обывателей (то есть, основную массу избирателей) значительно больше, чем политика. Здесь можно найти сюжеты о ее семейной жизни, включая такие события, как свадьба дочери Челси, — а американский обыватель ну просто обожает подобную тематику; встречи с простыми людьми в самых разных странах мира; и так далее…
На мельницу потенциальной соискательницы льют воду и разного рода «исследования».
Так, согласно совместному социологическому исследованию газеты «Уолл-стрит джорнэл» и телекомпании Эн-би-си, американцы считают Клинтон наряду с Барбарой Буш (супругой Джорджа Буша-старшего) лучшими первыми леди страны за последние четверть века. Кстати, как это ни покажется парадоксальным, в пользу Хиллари сыграл в 1998 году крупный скандал вокруг интимных отношений Билла Клинтона с практиканткой Белого дома Моникой Левински, который едва не закончился импичментом президента. Тогда поведение обманутой жены — Хиллари оказала поддержку неверному мужу, и не пожелала расстаться с ним — вызвало в США (да и не только в США) волну позитивных эмоций в ее адрес как со стороны женщин, так и мужчин. Можно добавить и такой факт, что Клинтон 17 раз признавалась американцами самой влиятельной женщиной в мире — статистика ведется с 1948 года; второе и третье места занимают Элеонора Рузвельт и Маргарет Тэтчер, 13 и 6 раз соответственно.
Чего ждать России в случае победы «железной американки»? Если кратко, то вряд ли даже небольшого потепления, хотя Клинтон более пяти лет назад нажимала вместе с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым знаменитую кнопку перезагрузки (написано на ней, правда, было «перегрузка», что при нынешних российско-американских отношениях может восприниматься даже и не как случайная переводческая ошибка — мол, перегрузить на Россию все проблемы). Достаточно вспомнить ее некоторые жесткие заявления в адрес России. Например, в 2008 году Клинтон припомнила высказывание Джорджа Буша-младшего о том, что он посмотрел в глаза президента РФ Владимира Путина и увидел в них душу. «Я напомнила бы ему, что Путин был сотрудником КГБ — у него по определению не может быть души», — заявила тогда кандидат в президенты той предвыборной гонки…
На заседании ОБСЕ в Дублине в 2012 года: «Процесс „советизации“ может быть представлен под такими названиями, как Таможенный союз и Евразийский союз. Нельзя допустить ошибку. Мы знаем, что является целью, и мы пытаемся найти эффективный способ замедлить или предотвратить этот процесс»…
В конце августа этого года в телеинтервью экс-госсекретарь США призвала европейских лидеров усилить давление на Владимира Путина особенно, если будет доказана причастность России к катастрофе малазийского «Боинга» над территорией Украины. На этот случай Клинтон предложила план действий, состоящий из трех пунктов: Европа должна сразу же ужесточить санкции в отношении России, объявить о поиске альтернативы «Газпрому» и предпринять больше совместных усилий с США для оказания помощи украинцам. При этом она отметила, что язык, который, по ее соображениям, понимает Путин, необходимо сделать «очень ясным и жестким»…
И уж ни в какие ворота не лезет публичное сравнение, до которого додумалась Клинтон: она сравнила тактику Путина на Украине с тактикой Адольфа Гитлера в 30-е годы.
Примечателен достойный и с легким юмором ответ (в интервью французским СМИ) российского президента: «Понимаете, с женщинами лучше не спорить, лучше не вступать с ними в пререкания. Но госпожа Клинтон и раньше не отличалась особым изяществом в выражениях. Ничего, мы с ней встречались после этого и мило беседовали на различных международных мероприятиях. Думаю, что и в этом случае можно было бы найти общий язык. Но когда люди переходят определенные границы приличия, это говорит не об их силе, а об их слабости. Но для женщины слабость — это не самое плохое качество».
Кстати, пассаж про то, что должны делать лидеры Европы в отношениях с Россией и трехпунктный план — это сигнал и европейским странам (впрочем, и всем другим, кто вращается в орбите американской политики) о том, что послабления при Клинтон для них не ожидается. Не исключено — зная жесткость американки, — что «гайки» партнерских и союзнических взаимосвязей будут затянуты еще туже.
Что ж, подождем конца этого года или начала следующего, когда, как сама же экс-первая леди и заявила, что она примет решение относительно участия в президентских выборах. Хорошо бы Клинтон сказала то, что от нее уже с нетерпеньем ждут. Тогда вся предвыборная кампания будет насыщена интригой и пикантными деталями. Сейчас ее наиболее вероятным соперником в демократическом лагере считается действующий вице-президент Джо Байден, которого она значительно опережает в рейтинге. Как и конкурента-республиканца — губернатора штата Нью-Джерси Кристофера Кристи. Кстати, «партия слона» серьезно готовится к возможному противоборству с Клинтон, хотя перспектива в плане сильного кандидата еще очень туманна. Тем более что, как считает политический эксперт Джон Фортье, «республиканцы, конечно, осведомлены о ее (Клинтон) слабых и сильных сторонах, но мне кажется, что для них самая сложная задача — найти кандидата столь же широко известного, как Хиллари, который будет способен бороться с ней один на один»…
Интересно, что в поддержку кандидатуры Клинтон высказался мэр Чикаго Рам Эмануэль, бывший в прошлом советником президентов Клинтона и Обамы.
«Я видел, как Хиллари вдохновляет женщин и мужчин во всем мире, и как президент она продолжит двигать нашу страну вперед», — подчеркнул он в специальном заявлении.
Впрочем, определяющим для реализации амбициозных планов Клинтон все же является вопрос, хотят ли американцы очередной сенсации в президентской сфере — избрать первого президента-женщину? Судя по всему, ответ положительный, хотя Хиллари еще не высказывалась подробно, что она собирается делать во внутренней политике, что, надо напомнить, всегда является намного более важным для рядового американца. Так, еще в конце июля опросы общественного мнения, проведенные в США по заказу новостной службы телекомпании Си-эн-эн, показали, что безусловным фаворитом является Клинтон — 55 процентов против 42 у Ромни (на днях он заявил об отказе вновь баллотироваться в президенты). Кстати, у одной американки на этот счет нет никаких сомнений. И это сама госпожа Клинтон — в начале июля экс-госсекретарь заявила в Берлине, что США пора возглавить женщине.
…И из любопытного. В случае победы на выборах Клинтон установит одно довольно пикантное достижение: это будет первый случай в истории, когда два президента США состояли в интимной связи…