Усиливающие свои позиции в мировой экономике развивающиеся страны не намерены мириться с перераспределением глобальных денежных потоков в пользу развитого Запада.
Оценивая значение подписанного на саммите БРИКС соглашения о создании Нового банка развития и резервного валютного фонда, трудно не вспомнить замыленную фразу «трудно переоценить». И все-таки, речь идет не просто о некоей рамочной договоренности о взаимной финансовой поддержке, подобной Чиангмайской инициативе, которая была принята в 2000 году в рамках АСЕАН и представляет собой не более чем «кассу взаимопомощи». В данном случае можно говорить о глобальном проекте создания альтернативы мировой финансовой системе, выстроенной в интересах развитых экономик Запада и в ущерб развивающимся.
Уже первые обнародованные очертания нового глобального финансового проекта БРИКС свидетельствуют о том, что развивающиеся экономики не устраивают излишне политизированные условия предоставления кредитов в рамках своего участия в действующих институтах МВФ и Всемирного банка.
Напомним, не один год продолжаются попытки осуществить реформу МВФ, анонсированную еще в 2010 году на саммите G20 в Сиднее, но с тех пор блокируемую со стороны США.
В Вашингтоне в принципе не собираются делиться своим контролем над принятием решений по предоставлению кредитов МВФ. Но американцы еще не нашли формулу, с помощью которой они смогут сохранить свое преимущественное влияние, и потому предпочитают просто тормозить реформы МВФ.
Очевидно, что так долго продолжаться не может. Усиливающие свои позиции в мировой экономике развивающиеся страны не намерены мириться с перераспределением глобальных денежных потоков в пользу развитого Запада. Отсюда проект альтернативной мировой финансовой системы, с включением в нее наиболее перспективных экономик всех континентов Азии (Китай, Индия), Европы (Россия), Америки (Бразилия) и даже Африки (ЮАР).
Тем не менее, пока глобальный финансовый проект БРИКС выглядит лишь намеком Вашингтону внимательнее относиться к интересам развивающихся стран. Неслучайно, подписание состоялось на американском континенте, своего рода «мягком подбрюшье» США. Но главное другое: создаваемые финансовые институты БРИКС в декларируемом виде не могут составить конкуренцию МВФ, Всемирному банку и ориентированной на развитые экономики мира финансовой системе в целом. Новый банк развития и резервный валютный фонд — это лишь форма, которую можно будет в перспективе наполнить антизападным содержанием на случай, если на Западе продолжать игнорировать интересы развивающихся экономик.
Стоит подчеркнуть, что создатели глобальной финансовой альтернативы не ставят вопрос использования национальных валют для капитализации новых институтов.
Пока говорят только о долларах США, именно в американской валюте предполагается выдавать кредиты для финансовой поддержки или реализации инфраструктурных проектов. Хотя, конечно в межгосударственных расчетах в двустороннем формате все чаще переходят на национальные валюты. Такая тенденция особенно заметна в валютно-финансовой политике Китая и России. Но это пока еще не относится к многостороннему уровню БРИКС. Хотя желание задействовать такой потенциал, по крайней мере, у Пекина уже просматривается.
Кроме того, следует упомянуть рамочный характер БРИКС, в котором участвует лишь пять стран. Есть реальные перспективы присоединения к нему Аргентины, Индонезии и даже Казахстана, но это не отменяет ограниченность географии распространения компетенции финансовой альтернативы. Вероятно, в дальнейшем будут прорабатываться механизмы реализации партнерских проектов со странами-наблюдателями и нечленами БРИКС. Но это то глобалистское антизападное содержание, о котором можно будет говорить лишь в будущем.
Разумеется, страны БРИКС стараются избежать конфронтации с выстроенной мировой финансовой системой, не делая при этом резких движений.
Проблема даже не в том, кто сильнее. Конфронтационная тональность взаимоотношений в такой чувствительной сфере как финансы опасна для всех участников возможного соперничества. Отсюда вполне уместен вопрос о зависимости перспектив наполнения БРИКС антизападным содержанием от смягчения политики Запада (точнее США) в отношении учета интересов развивающихся стран. По крайней мере, в МВФ, Всемирном банке почти не скрывают своих намерений вывести развитые экономики из финансового штопора за счет перераспределения денежных потоков в пользу Запада.
Готов ли Запад смягчить свою жесткую линию поведения в отношении развивающихся экономик?
Или более предметно: согласятся ли США разблокировать затянувшуюся реформу МВФ? В случае положительного ответа на эти вопросы создаваемые институты БРИКС утратят свою альтернативность и станут союзником, а не конкурентом мировой финансовой системе. Но у Запада видимо уже не осталось пространства для маневра. В США уже не могут себе позволить существование структуры, которая даже теоретически способна составить конкуренцию америкоцентричной финансовой системе. Вашингтону после серии дипломатических провалов стратегически важно подтвердить свое глобальное лидерство. Здесь стоит вспомнить недавние антидолларовые заявления финансовых властей Франции после скандала с банком BNP Paribas, а также требования Германии возвратить часть немецкого золотого запаса на родину. Американское финансовое лидерство зашаталось, и США необходимо дать жесткий бескомпромиссный ответ на угрозы дедолларизации мировой экономики. В противном случае выстроенная под США глобальная финансовая система постепенно «рассыплется», а Вашингтон останется со своим неподъемным государственным долгом.
По отдельности проблемы с европейскими союзниками и появление проекта глобальной финансовой альтернативы для США не представляют особой угрозы. Но в совокупности они создают тот глобальный контекст, который способен разрушить доллароцентричную финансовую систему.
Поэтому создаваемым финансовым институтам БРИКС, видимо, не суждено оставаться в роли союзника МВФ и ВБ.
С высокой вероятностью можно прогнозировать их развитие в качестве глобальной финансовой альтернативы на основе наиболее перспективных развивающихся экономик с постепенным расширением географии участников. По крайней мере, интерес к БРИКС будет устойчиво поддерживаться за счет недовольных политикой бреттон-вудских организаций. А это, в свою очередь, прямой путь к глобальной конкуренции развитых и развивающихся стран. Скорее всего, именно это в будущем определит содержание мировой финансовой системы.