Что мы знаем о событиях в Южном Судане? Наверное, столько же, сколько западный европеец знает о событиях на Украине.
Что мы знаем о событиях в Южном Судане? Наверное, столько же, сколько западный европеец знает о событиях на Украине. Весь вал «украинских» статей на Западе, который кстати в последнее время словно корова языком слизала, посвящён историческому противостоянию с Россией, а сама по себе Украина интересна европейцам примерно так, как тот Судан.
А между тем взгляд на новейшую историю Судана может оказаться полезным и для того, чтобы провести некоторые параллели с происходящим в более близких нам и к нам местах, и уже просто для того, чтобы ознакомиться с очередным примером американского политического хозяйствования в мире.
С 1956 года, когда Судан обрёл независимость, мира страна практически не знала. Арабо-исламский Север непрерывно воевал с негритянским христианским Югом. В 1978 году «Шеврон» нашёл в стране нефть, и Суданом заинтересовались США. То, что Север давил Юг американцев не очень волновало (видимо, в картине мира американца Северу так же положено побеждать Юг, как хоббиту путешествовать с процветающего Запада в Империю Зла на Востоке, и обратно), пока хозяин Судана Омар аль-Башир не нашёл нового торгового партнёра в виде Китая.
Тут США резко озаботились судьбой негритянской части страны, содержащий, совершенно случайно, нефтяные месторождения (третьи по объёму резервы в Африке), и инициировали выделение Южного Судана в отдельное государство. Идея нашла в США поразительный консенсус совершенно разных политических сил. Христианские фундаменталисты подержали библейскую борьбу христианства против ислама, нефтяные концерны решили таким образом снова обойти китайцев, афроамериканцы — помочь чёрным братьям, и даже левых порадовала возможность отомстить Омар аль-Баширу за дарфурский конфликт.
Руководство нового государства США слепили из двух враждебных друг другу полевых командиров, представляющих разные этнические группы: президент Киир — народ динка, вице-президент Мачар — народ нуэр. Ситуация эта американцев не смутила — лишь бы нефть текла. Но течь нефти пришлось по территории Судана Северного — выхода к морю у южан не оказалось и трубопроводов в Эфиопии тоже. Пришлось снова платитьОмару аль-Баширу, вокруг чего опять случился конфликт. Деньги от продажи нефти потекли на покупку вооружения китайцам, и им же (жернова истории не остановить) Южный Судан начал продавать права на разработку новых месторождений.
После того как обиженные таким поворотом американцы перекрыли денежный кран, ничто более не мешало президенту с вице-президентом начать борьбу друг с другом, которая очень быстро переросла в межэтническую гражданскую войну с массовыми военными преступлениями, этническими чистками и изнасилованиями. Войну, которая идёт уже скоро год.
Новая зима на подходе.
Мороз южным суданцам не грозит, им грозит засуха. Урожаем в этом году никто не занимался: ни те, кто воевал, ни те (их более миллиона), кто сбежал из страны. Скоро не останется ни травы, ни корней. Голодать, по оценкам ЮНИСЕФ, будут около четырех миллионов человек…