14 декабря, суббота

Что не так в кампании против бойкота Израиля

29 мая 2019 / 20:33
философ

Критика Израилем кампании "Бойкот, изоляция и санкции" (БИС) в определенной мере оправдана, но у тех, кто не будет в равной степени ставить под вопрос политику апартеида, которую проводит государство Израиль, нет высоких моральных оснований для произнесения проповедей.

Для начала признаюсь: у меня всегда были проблемы с кампанией БИС, которое поощряет различные формы эмбарго в отношении Израиля, пока он не выполнит свои обязательства в соответствии с международным правом (уход с оккупированных территорий, снятие разделительной стены на Западном берегу и полное равенство для арабопалестинских граждан Израиля).

Хотя я полностью поддерживаю эти цели, мое сомнение в БИС было основано на двух основных причинах. Во-первых, в нынешней ситуации, когда антисемитизм действительно существует в Европе, играть с идеей включения кого-то в черный список опасно. Во-вторых, почему бы нам не бойкотировать и Китай за то, что китайское государство делает с уйгурами?

Конечно, циничный ответ моих друзей по БИС заключается в том, что такая тактика не будет работать против Китая, но может работать против Израиля. Но правда ли это? Такое рассуждение подразумевает странные этические нормы: наказывайте относительно слабых, а не по-настоящему плохих.

Вот пример перекоса в стратегии БИС. Когда пару лет назад я посетил Иерусалимский кинофестиваль для рекламы пропалестинского фильма моего друга Уди Алони, меня раскритиковали за участие в мероприятии, организованном государством Израиль.

Один фанатик БИС спросил меня, не кажется ли мне, что мой визит в Иерусалим выглядит, как поездка в Берлин в 1938 году? Действительно, в интернете даже распространялось открытое письмо, в котором меня критиковали за то, что я принял приглашение.

Ноя ответил так: за визит заплатил я сам и Уди, и я был представлен как личный друг Уди, а не как гость фестиваля. Кроме того, если оставить в стороне проблематичный характер параллели между Иерусалимом и нацистским Берлином, то если бы меня пригласили в Берлин в 1938 году для рекламы фильма о еврейском сопротивлении нацистам, я бы с радостью принял его. Само собой гитлеровский режим не позволил бы этого.

Однако когда в мае 2019 года немецкий Бундестаг принял не имеющую обязательной силы резолюцию, объявляющую БИС антисемитской, начали звонить тревожные звонки. Потому что идея о том, что БИС антисемитская, сомнительна.

Например, все мои связи с БИС осуществляются через еврейских друзей, которые участвуют в кампании, и с самого начала идея состояла в совместных действиях палестинцев Западного берега и израильских евреев, которые выступают против оккупации Западного берега.

Таким образом, совершенно очевидно, что здесь происходит что-то не то: непристойный и дьявольский пакт между сионистами и истинными европейскими расистами. Как следствие, священная память о Холокосте мобилизуется для легитимации современной коррумпированной политики: апартеида, практикующегося в отношении палестинцев. И именно те, кто это делает, являются истинными осквернителями памяти Холокоста.

Привилегированная роль евреев в становлении сферы "публичного использования разума" зависит от их исключения из любой государственной власти. Именно эта позиция "части, не являющейся частью" каждого органического тела национального государства, а не абстрактно-универсальная природа их монотеизма, делает их непосредственным воплощением универсальности.

Поэтому неудивительно, что с созданием еврейского национального государства появился новый тип еврейской личности. Новая личность еврея сопротивляется отождествлению с государством Израиль и отказывается принять государство Израиль в качестве своего истинного дома. Лучше всего его характеризуют как еврея, который "вычитает" себя из этого государства, и который включает государство Израиль в число государств, в отношении которых он настаивает на сохранении дистанции.

И именно этот зловещий еврей является мишенью того, что нельзя не назвать "сионистским антисемитизмом", чужеродным излишком, раздражающим сообщество национального государства. Эти евреи, "евреи самих евреев", достойные наследники Спинозы, являются сегодня единственными евреями, которые продолжают настаивать на "публичном использовании разума", отказываясь подчинять свои рассуждения "частной" сфере национального государства.

Этот парадокс сионистского антисемитизма позволяет решить и другую загадку: как американские христианские фундаменталисты, являющиеся по своей природе антисемитами, теперь могут страстно поддерживать сионистскую политику государства Израиль? Есть только один ответ на эту загадку: не то, чтобы американские фундаменталисты изменились, а то, что сам сионизм в своей ненависти к евреям, которые не полностью отождествляются с политикой государства Израиль, парадоксальным образом стал антисемитским, т.е. они создали фигуру евреев, сомневающихся в сионистском проекте, по антисемитскому принципу.

Если вы хотите еще доказательств, вспомните, как накануне последних выборов в Израиле, 19 марта, был выпущен рекламный ролик, в которой Айлет Шакед, министр юстиции правого толка, двигаясь в замедленном режиме, как будто бы выступает как модель для рекламы роскошных духов.

На этикетке бутылки духов написано "Фашизм", и пока Шакед его распыляет на себя, закадровый голос говорит: "Судебная революция. Снижение протестов. Назначение судей. Управляемость. Разделение властей. Ограничение полномочий Верховного суда". Наконец, министр поворачивается и обращается непосредственно к камере, говоря: "По мне, так пахнет демократией".

Очевидна (довольно неуклюжая) ирония рекламы: леволиберальные критики Шакед нападают на нее за то, что они воспринимают как фашистские элементы в ее программе (и в политике, проводимой ее министерством). Но в своем ответе этим критикам она иронично предполагает термин "фашистский", в то время как в голосе перечисляются ее реальные демократические меры.

Хотя Шакед пыталась обогнать Нетаньяху справа, тот в своих выступлениях в Инстаграме пошёл еще дальше, заявив, что все граждане Израиля, включая арабов, имеют равные права, но добавил: "Израиль не является государством всех своих граждан". Речь идет о противоречивом законе, принятом в прошлом году, в котором Израиль был провозглашен национальным государством еврейского народа.

Однако мы приблизились бы к истине, если бы мы просто перевернули бы рекламу Шакед - она опрыскивает себя духами под названием "демократия", а закадровый голос перечисляет ее достижения: система апартеида с гражданами второго сорта, которая держит более миллиона палестинцев в тюрьме, бомбардировки мирных жителей... а затем какой-нибудь прохожий (не сама Шакед) дает комментарии: "По мне, так пахнет фашизмом".

Настоящей политической целью текущей кампании против БИС является легитимация позиции, разделяемой Шакед и Нетаньяху. Таким образом, наш ответ всем, кто поддерживает эту кампанию, должен быть таков: те, кто не готов критиковать политику апартеида государства Израиль, должны также молчать о возможных эксцессах БИС.

Источник


тэги
читайте также