21 ноября, четверг

Жесткий стиль руководства отвечает повышенным запросам к чиновникам со стороны москвичей

23 октября 2014 / 15:03
политолог, директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ

Высокий темп изменений не поддерживается работой с различными общественными средами.

Успехов много, поскольку с самого прихода Сергея Собянина проводилась очень интенсивная деятельность. Во-первых, стоит упомянуть практически полное обновление команды, в результате которого пришли люди юридически подкованные, нацеленные на работу по системе KPI (тут Москва следовала вполне в том же тренде, в котором идет и федеральное правительство), произошло значительное омоложение команды. Стал куда более предсказуем и прозрачен принцип подбора кадров — это мы видим на уровне управ и глав отделов и заместителей руководителей департаментов. Была внедрена процедура конкурсного отбора, был создан кадровый резерв, причем без учета политических предпочтений тех или иных муниципальных депутатов.

Проводится динамичная кадровая политика нескольких типов: постоянно кого-то на уровне управ перемещают и эти перемещения либо просто горизонтального типа из района в район, либо перемещения с прицелом на вырост чиновника, который может перейти уже на городской уровень. При этом в рамках кадровой политики достаточно легко потерять должность.

Успешной стала система оценки деятельности управленцев жителями через портал «Мой город» и довольно многих управленцев снимали по результатам обращений граждан. Были случаи, когда чиновники префектур пытались давить на портал и представить нерешенную проблему в качестве решенной со всеми выходящими последствиями для карьеры.

Жесткий стиль руководства в целом отвечает повышенным запросам к чиновникам со стороны москвичей. Опросы показывают, что москвичи высоко оценили усилия властей в плане организации новых площадок для социальной активности разного типа — велосипедной инфраструктуры, инфраструктуры для занятий экстремальными видами спорта в парках, да и просто организацию паркового пространства, что увеличило число площадок для проведения досуга.

Виден и сдвиг в объемах дорожно-транспортного строительства, быстрыми темпами строится метро, реализуется программа развития общественного транспорта. Учитывая длительный хозяйственный цикл такого рода изменений, увидеть результаты можно не всегда, но стоит надеяться, что они появятся.

Впрочем, есть и проблема: высокий темп изменений не поддерживается работой с различными общественными средами, заинтересованными в этих изменениях. Есть конкретные проблемы, вызывающие реакцию жителей — это и проблема сокращения медицинских работников, и объединения школ, и введения платной продленки, и тема дальнейшего расширения зоны платной парковки.

Тут стоит сказать о значительно обновленной Мосгордуме. Она получила свой мандат как бы авансом и после этого ушла в тень, меж тем, именно по этим проблемным вопросам можно было бы ожидать, что Мосгордума станет модератором отношений между исполнительной властью и гражданами. Будем надеяться, что это временно — такой организационный начальный период работы.

Главным экономическим успехом Сергея Собянина стало увеличение городского бюджета. Нормализовался диалог с федеральными властями, что особенно важно для города, выполняющего столичные функции. Произошло увеличение субвенций федерального бюджета, что позволяет городу реализовывать амбициозные программы. Многие предложения московских властей получили поддержку на федеральном уровне: скажем, налог на недвижимость для юридических лиц был предложением Москвы, что позволило дополнительно напомнить городской бюджет.

Безусловно, любые реформы вызывают недовольство у консервативно настроенных горожан. Сложно и проводить реформы в сложной экономической обстановке, а она остается в России непростой. Однако московскому правительству в ближайшие годы придется проводить много не менее масштабных преобразований.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика